eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588
Советская военная администрация в Германии была создана в 1945 г. Ее целью было поддержание порядка и восстановление уровня жизни на Советской оккупационной зоне. Для проведения эффективной политики на территории необходимым было создание положительного имиджа Советского Союза. В данной статье рассматриваются особенности реализации социокультурной политики Советской военной администрации в Германии с методологической точки зрения. В ходе данного исследования определяются основные механизмы работы в социокультурной сфере (насаждение и приспособление), дается их характеристика и оценивается их роль при анализе социокультурной деятельности Советской военной администрации в Германии. Поставленный автором вопрос впервые рассматривается в контексте взаимодействия культур. Делается вывод об эффективности выявленных механизмов и обоснованности выбора того или иного механизма. Выявляются главные факторы, определяющие специфику этих механизмов, а также приводятся примеры внедрения этих механизмов на практике. Оба механизма можно признать эффективными и соответствующими целям СВАГ.
После окончания войны Германия была разделена на оккупационные зоны – британскую, Американскую, Французскую и Советскую. На этих территориях были образованы военные администрации. Каждая из администраций проводила активную политику по демократизации, демилитаризации, денацификации и децентрализации, что было обозначено в Потсдамском соглашении. При реализации любой политики необходимо понимать, что любой регион представляет собой, в первую очередь, людей, которые создают специфику регионального развития, в частности, в Германии – это немецкое население. В связи с этим представлялось абсолютно необходимым наряду с экономическими и политическими вопросами вести активную работу с культурными и социальными аспектами жизни, однако подходы к социокультурной деятельности на территории Советской оккупационной зоны и Американской оккупационной зоны различались. В статье рассматриваются эти отличия, а также делается вывод об общих чертах реализации социокультурной деятельности на территориях АОЗ и СОЗ, также затрагивается разный подход к демократизации.