Статья посвящена проблеме смысловой организации текстапроизведения посредством текстовых единиц, обладающих, в отличие от языковых единиц, не значением, а смыслом. Между собой текстовые единицы различаются: а) по структуре — как простые (предельно не членимые по смыслу) и сложные; б) по происхождению — как непродуцированные (цитаты) и продуцированные; в) по функции — как нейтральные и ключевые: ключевые единицы, аккумулирующие смысл, и единицы-ключи, открывающие смысл; г) по смысловому объему — как внутритекстовые и межтекстовые; д) по позиции в тексте — как структурно выделенные и структурно невыделенные. Выявлять ключевые текстовые единицы позволяют определенные формальные и функциональные приемы их употребления в тексте: повторение, использование их как пояснение или как компонентов реплицирования. В отечественной филологической традиции эти единицы определялись как «символы» [Виноградов, 1980], как «аббревиатуры смысла» [Бахтин, 1986], как «ключи нарратива» [Николаева, 2012]. Автор статьи предлагает термин «текстоформы» («ключевые текстоформы» и «текстоформы»-ключи»), что позволяет соотнести текстовые формы как единицы грамматики текста и грамматические формы как единицы грамматики языка. В статье представлен анализ текстоформ, организующих смысловое пространство текстов конфессиональной культуры («Сказание о Борисе и Глебе») и текстов секулярной культуры, различающихся художественными принцами и формами презентации этих принципов (повесть Пушкина «Капитанская дочка» и стихотворение Бродского «Декабрь во Флоренции»).
Ключевые слова:
грамматика текста; текст-произведение; ключевые единицы текста; единицы-ключи; цитатное пространство текста; эпиграфы и параэпиграфы DOI Number:
10.55959/MSU-2074-1588-19-2022-4-20-32