eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Текст-произведение и его единицы: ключевые текстоформы и текстоформы-ключи

Текст-произведение и его единицы: ключевые текстоформы и текстоформы-ключи

Поступила: 13.04.2022

Принята к публикации: 18.05.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: грамматика текста; текст-произведение; ключевые единицы текста; единицы-ключи; цитатное пространство текста; эпиграфы и параэпиграфы

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-2022-4-20-32

Для цитирования статьи

Запольская Н.Н. Текст-произведение и его единицы: ключевые текстоформы и текстоформы-ключи. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. c.20-32

Номер 4, 2022

Аннотация

Статья посвящена проблеме смысловой организации текстапроизведения посредством текстовых единиц, обладающих, в отличие от языковых единиц, не значением, а смыслом. Между собой текстовые единицы различаются: а) по структуре — как простые (предельно не членимые по смыслу) и сложные; б) по происхождению — как непродуцированные (цитаты) и продуцированные; в) по функции — как нейтральные и ключевые: ключевые единицы, аккумулирующие смысл, и единицы-ключи, открывающие смысл; г) по смысловому объему — как внутритекстовые и межтекстовые; д) по позиции в тексте — как структурно выделенные и структурно невыделенные. Выявлять ключевые текстовые единицы позволяют определенные формальные и функциональные приемы их употребления в тексте: повторение, использование их как пояснение или как компонентов реплицирования. В отечественной филологической традиции эти единицы определялись как «символы» [Виноградов, 1980], как «аббревиатуры смысла» [Бахтин, 1986], как «ключи нарратива» [Николаева, 2012]. Автор статьи предлагает термин «текстоформы» («ключевые текстоформы» и «текстоформы»-ключи»), что позволяет соотнести текстовые формы как единицы грамматики текста и грамматические формы как единицы грамматики языка. В статье представлен анализ текстоформ, организующих смысловое пространство текстов конфессиональной культуры («Сказание о Борисе и Глебе») и текстов секулярной культуры, различающихся художественными принцами и формами презентации этих принципов (повесть Пушкина «Капитанская дочка» и стихотворение Бродского «Декабрь во Флоренции»).

Литература

  1. Ахапкин Д. Перечитывая «Декабрь во Флоренции» // Звезда. 2020. № 5. С. 135– 156.

  2. Бахтин М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 297– 325.

  3. Виноградов В.В. О теории литературных стилей // Виноградов В.В. О языке художественной прозы: Избранные труды. М., 1980. С. 240–249.

  4. Запольская Н.Н. Лингвистика «созданного»: языковые ключи в книжных и литературных текстах // Ключи нарратива. 2012. С. 57–78.

  5. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Ann Arbor, MI, 1984.

  6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

  7. Мейлах М., Топоров В. Ахматова и Данте // Мейлах М. Поэзия и миф: Избранные статьи. М., 2018. С. 263–306.

  8. Николаева Т.М. Ключи нарратива. Введение // Ключи нарратива. М., 2012. С. 7–56.

  9. Онипенко Н.К. Между определенно-личностью и обобщенно-личностью (семантика синтаксических нулей в стихотворении И. Бродского «Декабрь во Флоренции») // Сборник памяти А.Б. Пеньковского. М., 2013.

  10. Пиккио Р. Slavia Orthodoxa: литература и язык. М., 2003.

  11. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Первый век христианства на Руси. М., 1995.