eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Пейзажный жанр как объект критики в советской культуре рубежа 1920–1930-х годов

Пейзажный жанр как объект критики в советской культуре рубежа 1920–1930-х годов

Поступила: 12.04.2022

Принята к публикации: 18.05.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: пейзаж; жанр; советская живопись; художники; критики; АХРР; журналы; идеология

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-2022-4-161-171

Для цитирования статьи

Руцинская И.И. Пейзажный жанр как объект критики в советской культуре рубежа 1920–1930-х годов. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. c.161-171

Номер 4, 2022

Аннотация

Рубеж 1920–1930-х годов — один из самых противоречивых периодов в истории советской культуры. В его изучении до сих пор имеется множество лакун. В частности, остается недостаточно исследованной проблема трансформации творческих и идеологических программ многих художественных объединений, существовавших в стране на протяжении послереволюционного времени. В представленной статье исследуется решительное ужесточение позиции Ассоциации художников революционной России (АХРР) — наиболее массовой и влиятельной художественной организации послереволюционного времени — по отношению к пейзажному жанру. Первоначально нейтральная, эта позиция стала резко критической, даже нетерпимой на рубеже 1920–1930-х годов. Анализ десятков статей, написанных идеологами АХРР, раскрывает, как вырабатывались новые, «революционные» критерии описания и оценки пейзажных полотен, как формировалась разветвленная система обвинений и набор обязательных требований к жанру. Он все чаще рассматривался как жанр реакционный, позволявший укрываться от современных реалий, либо, напротив, «протаскивать» в советскую живопись чуждые ей буржуазные ценности. Менявшееся отношение к пейзажу позволяет также проследить трансформации эмоциональной матрицы эпохи, отказ от передачи сложных, нюансированных чувств, долгое время воспринимаемых как базисная характеристика русской пейзажной живописи. Тщательно раз- работанная критиками Ассоциации система отрицания пейзажа была отвергнута советской культурой уже к середине 1930-х годов. Однако события рубежа 1920–1930-х годов демонстрируют, как живописный жанр становился заложником движения культуры в сторону все более радикальных, «левых» идеологических установок.

Литература

  1. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

  2. Гройс Б. Gesamtkunstwerk Сталин. М., 2013.

  3. Дёготь Е.Ю. Русское искусство XX века. М., 2000.

  4. Деготь Е.Ю. Эстетическая революция культурной революции, или Концептуальный реализм // Наше наследие. 2010. № 93–94. С. 135–147.

  5. Мамедов Г., Шаталова О. Искусство в массы: художественные практики культурной революции 1920–1930-х годов в Центральной Азии // Вернуть будущее. 2014. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8701-vernut-budushee (дата обращения: 12.03.2022).

  6. Манин В.С. Искусство и власть. Борьба течений в советском изобразительном искусстве 1917–1941 годов. СПб., 2008.

  7. Манин В.С. Искусство в резервации. Художественная жизнь России 1917–1941 гг. М., 1999.

  8. Морозов А. И. Конец утопии. Из истории искусства в СССР 1930-х годов. М., 1995.

  9. Паперный В.З. Культура Два. М., 1996.