Дата публикации в журнале: 30.09.2021
Ключевые слова: методика обучения английскому языку; профессионально-коммуникативная компетенция; гендерно нейтральный язык; гендерные стереотипы; речевое поведение на английском языке
Колушкина А.И. Гендерная нейтральность как предмет лингводидактического исследования англоязычной учебной литературы. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 3. c.214-221
Статья посвящена исследованию составляющих гендерной нейтральности, получающих отражение в учебниках по английскому языку. Являясь одним из аспектов политической корректности, концепция гендерной нейтральности в английском языке начала развиваться во второй половине прошлого века, в результате чего различные национальные и международные организации стали выпускать рекомендации по использованию гендерно нейтрального языка. В фокусе данных рекомендаций находится использование гендерно нейтральных грамматических и лексических стратегий, а также избегание использования гендерных стереотипов. Зарубежные исследователи в области методики обучения английскому языку обращают внимание на то, что учителям и преподавателям английского языка следует не только использовать данные стратегии на занятиях, но и анализировать используемые методические материалы согласно вышеперечисленным параметрам, а также обращать внимание на равную репрезентацию мужских и женских персонажей, персоналий и прецедентных имен. В статье анализируются 10 учебников по английскому языку, составленных российскими и зарубежными авторами, на предмет их соответствия параметрам гендерной нейтральности. В заключение статьи приводятся результаты проведенного контент анализа и делается вывод о возможности составления специальных рекомендаций для авторов-составителей англоязычной учебной литературы, в которых бы учитывались некоторые аспекты гендерной нейтральности.
American Psychological Association. Guidelines for Nonsexist Language in APA Journals // The Personnel and Guidance Journal. 1978. Vol. 56. № 6. P. 374–377. URL: https://doi.org/10.1002/j.2164-4918.1978.tb04653.x
European Parliament. Gender Neutral Language in the European Parliament. 2018. URL: http://www.europarl.europa.eu/cmsdata/151780/GNL_Guidelines_EN.pdf (accessed: 29.11.2020).
Pugsley J. Language and Gender in the EFL Classroom // The Teacher Trainer Journal. 1991. Vol. 5. № 1. P. 27–29. URL: https://www.tttjournal.co.uk/uploads/File/back_articles/Language_and_gender_in_the_EFL_classroom.pdf (дата обращения: 29.11.2020).
UNESCO. Guidelines on Gender-Neutral Language. 1999. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000114950.locale=ru (дата обращения: 29.11.2020).