Поступила: 14.06.2021
Принята к публикации: 27.09.2021
Дата публикации в журнале: 31.03.2022
Ключевые слова: славистика; Черногорское княжество; этнокультурные ценности; героический эпос; П.А. Ровинский; племенной уклад и традиции; военное искусство
Хлебникова В.Б. Героический эпос черногорцев как инструмент формирования и сохранения системы ценностей этноса. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 1. c.182–191
В российской славистике XIX–ХХ вв. важное место занимало Черногорское княжество. Борьба с Османской империей за независимость наложила глубокий след на историю и художественное наследие черногорцев. Небольшой народ, входивший в феодальную эпоху в состав Сербской державы, в Новое время вел бесконечные войны против завоевателей, считавших запад Балканского полуострова владением турецкого султана. Ведя эти войны, черногорские племена были обречены на бедность, голод, социальную и культурную отсталость. Черногория не имела возможности в течение долгого времени поддерживать активные связи с другими европейскими странами, оставалась в стороне от научно-технических достижений и от прогресса в гуманитарной сфере. Продолжавшаяся несколько веков культурная изоляция черногорцев способствовала сохранению в их среде традиционного племенного уклада, мифологического сознания, устного народного творчества. Однако такое архаическое состояние общества не означало, что страна не развивалась. Идеалы Просвещения почти не были знакомы черногорцам, но в их среде сформировалась собственная шкала ценностей, в которой нашли отражение такие важные понятия, как свобода, честь, доблесть, верность воинскому долгу и т.п. Для черногорцев они имели свой собственный смысл, существенно отличавшийся от того, что было принято понимать под этими словами в других европейских странах. Механизм передачи этих ценностей тоже отличался от тех способов, которые давно вошли в европейскую жизнь. Черногорские юноши и девушки росли под звук черногорских гуслей и монотонное пение исполнителей народных песен, впитывая воинственный дух этих песен, жестокие подробности боев и восхищаясь героями, имена которых передавались из уст в уста от поколения к поколению.
Карапетьянц А.М., Даулет Ф.Н. Вербализация аксиологического концепта «судьба» в китайской языковой картине мира // Вестн. Моск. ун-та. Серия 13. Востоковедение. 2019. № 4. С. 74–91.
Крылов А.А. Психология. М., 2005.
Меденица Р. Наша народна епика и њени творци. Црногорско-херцеговачка планинска област постојбина патриархалне културе и епске песме динараца. Цетиње-Београд, 1975.
Путилов Б.Н. Героический эпос черногорцев. Л.,1982.
Ровински П. Пјесме из Васојевића // Црногорка. 1884. № 6-22.
Ровинский П.А. Черногория в ее прошлом и настоящем. СПб., 1897. Т. II. Ч. 1.
Ровинский П.А. Черногория в ее прошлом и настоящем. СПб., 1905. Т. II. Ч. 3.
Српске народне пјесме, скупио их и на свјет издао Вук Стефановић Караџић. Биоград, 1891.
Шевлякова Д.А. Аксиологическая динамика концепции “patria” в итальянской литературе XX в. От “родины” к “малой родине” // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. С. 86–96.
Ястребов И.С. Обычаи и песни турецких сербов. СПб., 1889.