eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Экстралингвистические и лингвистические признаки «метисского футуризма» как средства (ре)конструирования идентичности в художественном тексте

Экстралингвистические и лингвистические признаки «метисского футуризма» как средства (ре)конструирования идентичности в художественном тексте

Поступила: 01.12.2024

Принята к публикации: 25.12.2024

Дата публикации в журнале: 07.04.2025

Ключевые слова: метаконцепт; интерпретирующая функция концепта; метисский футуризм; (ре)конструирование идентичности в художественном тексте

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-3

Доступно в on-line версии с: 07.04.2025

Для цитирования статьи

Грецкая С.С. Экстралингвистические и лингвистические признаки «метисского футуризма» как средства (ре)конструирования идентичности в художественном тексте. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025. № 1. c.37-51

Номер 1, 2025

Аннотация

В фокусе внимания настоящей работы находится «метисский футуризм» как концепция культуры, позволяющая автору реализовывать, конструировать и видоизменять в художественном тексте культурную, личностную и прочие виды идентичности.

На материале сборника малых прозаических форм «Buffalo Is the New Buffalo» писательницы Ч. Вауэлл, представляющей культуру канадских метисов, сопоставляются провозглашаемые автором термина установки и их воплощение в ее художественном тексте. Рассматриваются ключевые экстралингвистические и лингвистические признаки «метисского футуризма», актуализируемые в художественном тексте, а также роль «метисского футуризма» как метаконцепта в идиоконцептосфере автора.

С учетом отмеченной гибридности жанров, постколониальной спекулятивной риторики, опоры на комплекс значимых для канадских метисов и других культур Первых народов Канады концептов, а также активного использования речевой стратегии дискредитации и неанглоязычных единиц, скрывающих смыслы, которые в большинстве случаев аудитория должна декодировать самостоятельно, делается вывод об интерпретирующей функции «метисского футуризма»: данный метаконцепт делает возможной максимальную персонализацию формата и содержания художественного текста, благодаря чему автору удается эффективно (ре)конструировать в тексте и посредством текста различные виды идентичности, привлекая к этому процессу целевую аудиторию, как принадлежащую к его культуре, так и не принадлежащую.

Литература

  1. Ефимова А.Д. Термин «метаконцепт» и понятия терминологического ряда с компонентом «мета» // Вестник ТвГУ. Сер. Филология. 2022. № 4(75). C. 26–35.

  2. Болдырев Н.Н. Типология концептов и языковая интерпретация // Новая Россия: традиции и инновации в языке и науке о языке: материалы докладов и сообщений Международной научной конференции, посвященной юбилею Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л.Г. Бабенко, 28–30 сент. 2016 г., Екатеринбург, Россия. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. С. 16–25.

  3. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Ленанд, 2017.

  4. Beeds T. Remembering the Poetics of Ancient Sound kistesinaw/wisahkecahk’s maskihkiy (Elder Brother’s Medicine) // Indigenous Poetics in Canada / ed. Neal McLeod. Waterloo: Wilfrid Laurier University Press, 2014. P. 61–72.

  5. Ghostkeeper E. Spirit Gift ing: Th e Concept of Spiritual Exchange. Master of Arts Th esis. 1995.

  6. Lyons S.R. Rhetorical Sovereignty: What Do American Indians Want from Writing? // College Composition and Communication. 2000. № 3(51). P. 447–468.

  7. Macdougall B. One of the Family: Metis Culture in Nineteenth-Century Northwestern Saskatchewan. Vancouver: UBC Press, 2010.

  8. McLeod N. Cree Narrative Memory: From Treaties to Contemporary Times. Saskatoon, Saskatchewan: Purich Publishing Limited, 2007.