eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Роль ключевых слов в организации художественного текста (на материале романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Роль ключевых слов в организации художественного текста (на материале романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)

Поступила: 13.03.2024

Принята к публикации: 28.06.2024

Дата публикации в журнале: 25.11.2024

Ключевые слова: лингвопоэтический анализ; ключевое слово; частотность употребления; негативная оценочная коннотация; лексическая полифония

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-2

Доступно в on-line версии с: 25.11.2024

Для цитирования статьи

Задорнова В.Я., Захарова А.В. Роль ключевых слов в организации художественного текста (на материале романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»). // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4. c.21-31

Номер 4, 2024

Аннотация

В статье ставится вопрос о роли ключевых слов в художественной организации литературного произведения на материале романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Наиболее частотными в тексте романа оказываются прилагательные с негативной оценочной коннотацией, такие как monstrous, horrible, dreadful, hideous и др. Среди них как основное ключевое слово авторами статьи выделяется monstrous, несмотря на то, что по частоте употребления оно уступает некоторым другим выделенным единицам. Критериями выделения этой лексемы как ключевой, кроме частоты употребления, оказываются: ее появление практически во всех значимых эпизодах романа, лексическая полифония, богатство контекстных связей, коллокационное разнообразие и, что особенно важно, наличие в ее семантике компонента “morally wrong”, благодаря чему устанавливается связь между monstrous и глобальным художественным замыслом автора. Авторы статьи также показывают, что лингвопоэтический анализ ключевых слов может быть проведен и дополнен с помощью современных компьютерных программ, таких как Sketch Engine. 

Литература

  1. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М.: Языки славянской культуры, 2001.

  2. Гвишиани Н.Б., Харисова И.А. Синонимы и другие средства лексической вариативности в тексте // Лексикология. Терминоведение. Стилистика / Сб. статей под ред. В.Ф. Новодрановой. М.; Рязань, 2003. С. 65–71.

  3. Задорнова В.Я. Слово в художественном тексте // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В.В. Красных, А.И. Изотов. М., 2005. С. 115–125.

  4. Ипполитова Н.Б. Особенности сквозного образа как компонента поэтического идиостиля (к методике анализа лирического произведения) // Вестник Мордовского университета. 2000. № 1-2. С. 59–62.

  5. Караулов Ю.Н. Язык и мысль Достоевского в словарном отображении // Словарь языка Достоевского. Лексический строй идиолекта / Под ред. Ю.Н. Караулова. Вып. 1. М., 2001. С. 35–38.

  6. Кухаренко В.А. Интерпретация текста: Учебное пособие. Л., 1978.

  7. Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя: Избр. статьи. Л., 1974.

  8. Фонякова О.И. Ключевые слова в художественном тексте // Sborník prací Filozofické fakulty brněnské univerzity. 1985. Т. 34. C. 141–145.

  9. Leech G. Language in Literature / Style and Foregrounding. U.K.: Pearson / Longman, 2008.

  10. Williams R. Key words: A Vocabulary of Culture and Society. L., 1983.