eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Русская живопись конца XIX –начала XX века как отражение культурной идентичности (Рецензия на книгу)

Русская живопись конца XIX –начала XX века как отражение культурной идентичности (Рецензия на книгу)

Поступила: 01.03.2024

Принята к публикации: 08.04.2024

Дата публикации в журнале: 15.07.2024

Ключевые слова: конструирование идентичности; русская живопись; ареакритический и ареаромантический стиль; русская религиозная философия

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-3-12

Доступно в on-line версии с: 07.07.2024

Для цитирования статьи

Моклецова И.В., Разумовская В.А. Русская живопись конца XIX –начала XX века как отражение культурной идентичности (Рецензия на книгу). // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. c.159-169

Номер 3, 2024

Аннотация

Статья представляет рецензию на коллективную монографию ученых Сибирского федерального университета — Копцевой Н.П., Колесник М.А., Лещинской Н.М., Самариной Д.Н. «Русская культурная идентичность в изобразительном искусстве XIX — начала XX века». Авторы рассмотрели особенности конструирования русской культурной идентичности в творчестве В.Г. Перова, И.Я. Билибина, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева. Актуальность монографии заключается в том, что это первый опыт серии научной искусствоведческой и культурологической литературы «Русская культура». Научная новизна монографии состоит в проведении философско-искусствоведческого анализа религиозной философии как источника культурной идентичности, в обосновании новых теоретических понятий, таких как ареакритический и ареаромантический стиль. Результаты представленного труда вносят вклад в изучение процесса конструирования русской культурной идентичности с позиций богоискательства в произведениях изобразительного искусства конца XIX — начала XX в. Практическая ценность книги состоит в систематизации базового содержания русской культурной идентичности и установлении связи с ключевыми понятиями русской религиозной философии, в том числе идеями русского Православия, славянофильства, концептом Софии — Премудрости Божьей в трактовке В.С. Соловьева, применении социологии воображения при изучении мифологии, символики, визуального восприятия живописи. Результаты книги могут быть применены в преподавании курсов по истории и теории русской культуры, а также при создании спецкурсов и программ, построенных на взаимосвязи культуры, философии, религиоведения и литературы.

Литература

  1. Дегтяренко К.А. Культурная память и конструирование этнической идентичности коренных малочисленных народов Арктической зоны Российской Федерации (на материале анализа кетов) в конце XX — начале XXI вв.: Дисс. … канд. культурологии. Красноярск, 2021. U RL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/ 2311/146661 (дата обращения: 01.06.2023).

  2. Замараева Ю.С. Региональные культурные практики формирования сложных форм идентичности (на материале Красноярского края): Автореф. дисс. … докт. культурологии. Красноярск, 2021. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/ 2311/147071 (дата обращения: 01.06.2023).

  3. Колесник М.А. Конструирования культурной русской идентичности: концептуальный и методологический подходы: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. Красноярск, 2016. URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury/konstruirovanierusskojkulturnoj-identichnosti-nkonceptualnyj-i.h... (дата обращения: 12.04.2023).

  4. Копцева Н.П., Колесник М.А., Лещинская Н.М., Самарина Д.Н. Русская культурная идентичность в изобразительном искусстве XIX — начала XX века. Ч. 1: Монография. Красноярск, 2023.

  5. Шпак А.А. Культурные механизмы конструирования сложных идентичностей (на материале исследования регионов Сибирского федерального округа): Дисс. ... канд. культурологии. Красноярск, 2021. URL: https://elib.sfu-kras.ru/ handle/2311/146642 (дата обращения: 05.04.2023).