Поступила: 01.03.2024
Принята к публикации: 08.04.2024
Дата публикации в журнале: 15.07.2024
Ключевые слова: конструирование идентичности; русская живопись; ареакритический и ареаромантический стиль; русская религиозная философия
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-3-12
Доступно в on-line версии с: 07.07.2024
Моклецова И.В., Разумовская В.А. Русская живопись конца XIX –начала XX века как отражение культурной идентичности (Рецензия на книгу). // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. c.159-169
Статья представляет рецензию на коллективную монографию ученых Сибирского федерального университета — Копцевой Н.П., Колесник М.А., Лещинской Н.М., Самариной Д.Н. «Русская культурная идентичность в изобразительном искусстве XIX — начала XX века». Авторы рассмотрели особенности конструирования русской культурной идентичности в творчестве В.Г. Перова, И.Я. Билибина, М.В. Нестерова, Б.М. Кустодиева. Актуальность монографии заключается в том, что это первый опыт серии научной искусствоведческой и культурологической литературы «Русская культура». Научная новизна монографии состоит в проведении философско-искусствоведческого анализа религиозной философии как источника культурной идентичности, в обосновании новых теоретических понятий, таких как ареакритический и ареаромантический стиль. Результаты представленного труда вносят вклад в изучение процесса конструирования русской культурной идентичности с позиций богоискательства в произведениях изобразительного искусства конца XIX — начала XX в. Практическая ценность книги состоит в систематизации базового содержания русской культурной идентичности и установлении связи с ключевыми понятиями русской религиозной философии, в том числе идеями русского Православия, славянофильства, концептом Софии — Премудрости Божьей в трактовке В.С. Соловьева, применении социологии воображения при изучении мифологии, символики, визуального восприятия живописи. Результаты книги могут быть применены в преподавании курсов по истории и теории русской культуры, а также при создании спецкурсов и программ, построенных на взаимосвязи культуры, философии, религиоведения и литературы.
Дегтяренко К.А. Культурная память и конструирование этнической идентичности коренных малочисленных народов Арктической зоны Российской Федерации (на материале анализа кетов) в конце XX — начале XXI вв.: Дисс. … канд. культурологии. Красноярск, 2021. U RL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/ 2311/146661 (дата обращения: 01.06.2023).
Замараева Ю.С. Региональные культурные практики формирования сложных форм идентичности (на материале Красноярского края): Автореф. дисс. … докт. культурологии. Красноярск, 2021. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/ 2311/147071 (дата обращения: 01.06.2023).
Колесник М.А. Конструирования культурной русской идентичности: концептуальный и методологический подходы: Автореф. дисс. … канд. философ. наук. Красноярск, 2016. URL: http://www.dslib.net/teorja-kultury/konstruirovanierusskojkulturnoj-identichnosti-nkonceptualnyj-i.h... (дата обращения: 12.04.2023).
Копцева Н.П., Колесник М.А., Лещинская Н.М., Самарина Д.Н. Русская культурная идентичность в изобразительном искусстве XIX — начала XX века. Ч. 1: Монография. Красноярск, 2023.
Шпак А.А. Культурные механизмы конструирования сложных идентичностей (на материале исследования регионов Сибирского федерального округа): Дисс. ... канд. культурологии. Красноярск, 2021. URL: https://elib.sfu-kras.ru/ handle/2311/146642 (дата обращения: 05.04.2023).