eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Восприятие творчества Сальвадора Дали и его интерпретация в текстах ХХ–ХХI вв.

Восприятие творчества Сальвадора Дали и его интерпретация в текстах ХХ–ХХI вв.

Поступила: 23.09.2023

Принята к публикации: 25.10.2023

Дата публикации в журнале: 31.03.2024

Ключевые слова: Сальвадор Дали; далинианский дискурс; искусствоведческий дискурс; типология далинианского дискурса; рецептивная эстетика

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-9

Доступно в on-line версии с: 01.04.2024

Для цитирования статьи

Раевская М.М., Габисова Ф.В. Восприятие творчества Сальвадора Дали и его интерпретация в текстах ХХ–ХХI вв.. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 1. c.124-140

Номер 1, 2024

Аннотация

Дискурс, чьим объектом является незаурядная личность и созданные ею произведения, представляет собой открытое пространство, постоянно пополняемое каждой последующей генерацией зрителя, транслирующего свое отношение к автору и его работам. Художественное наследие великого испанского художника Сальвадора Дали представляет собой уникальное достояние мировой художественной культуры, ставшее предметом пристального внимания не только его современников, но и широкой зрительской аудитории, искусствоведов, ученых, кинокритиков, литературоведов, поэтов и писателей последующих поколений. В силу того, что работы великого художника порождают множество интерпретаций, образующих открытое пространство вокруг до сих пор неразгаданного и не раскрытого самим автором замысла, авторы статьи исходят из предположения, что дискурс о Дали будет и далее — в новом культурном и историческом контексте — пополняться работами представителей искусства и науки. В фокусе исследования находится дискурс о Сальвадоре Дали, получивший в искусствоведческой традиции на испанском языке название далинианский. Предметом исследования выступают тексты, написанные самим Дали, его друзьями, деятелями культуры и искусства, а также представителями других наук, посвященные произведениям художника. В статье предпринята попытка систематизировать основной имеющийся на данный момент корпус текстов на испанском языке об изобразительном и литературном творчестве Дали и представить его типологию.

Литература

  1. Богданова Л.И. Ценности и оценки в процессе культурной трансмиссии // Вестн. Моск. ун-унта. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 2. С. 9–19.

  2. Загрязкина Т.Ю. Проблема множественности в языке и культуре, или ≪Лингвистический узел≫ дискурса современности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 82–97.

  3. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002.

  4. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: Сборник науч. тр. Волгоград, 2000. С. 5–20.

  5. Молчанова Г.Г. Интертекстуальность и мифотехнологии в постмодернистском тексте // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 1. С. 9–18.

  6. Раевская М.М. Иберийский травелог: к вопросу о типологии жанра // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 4. С. 97–109.

  7. Солодкова Е.В., Тюрнева Т.В. Автореферентный дискурс: его базовый когнитивный признак // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5 (92). С. 156–165. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-5-92-12

  8. Яусс Х.Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1994. № 12.

  9. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We Live By. Chicago; L., 1980.

  10. Rodriguez Ferrer R. “Rostros ocultos” de Salvador Dali / Revista Taller de Letras N° 34. Pontificia Universidad Catolica de Chile, 2004. P. 179–183.

  11. Velasco Marcos E. “Dali novelista” // Universidad de Salamanca. URL: https://cvc.cervantes.es/literatura/tradicion_rupturas/velasco.htm (дата обращения: 21.10.2023).