Поступила: 23.09.2023
Принята к публикации: 25.10.2023
Дата публикации в журнале: 31.03.2024
Ключевые слова: профессиональная компетентность; рост и развитие преподавателя иностранного языка; саморазвитие; коллегиальность; наставничество; образование
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-2
Доступно в on-line версии с: 01.04.2024
Кочетова М.Г. Саморазвитие преподавателя иностранного языка как фактор повышения его профессиональной компетентности в современном мире. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 1. c.26-34
Статья посвящена вопросам профессионального роста и совершенствования преподавателя иностранного языка, повышению его компетентности в контексте современных требований к образованию. Она обращается к теме саморазвития педагога и его влиянию на качество обучения иностранным языкам. Показано, что саморазвитие преподавателя иностранного языка является основным фактором его профессиональной компетентности. В работе дается обоснование актуальности выбранной тематики и обсуждается значимость саморазвития педагога в современных условиях развития общества. Рассматриваются возможные пути совершенствования его умений и профессиональных навыков, которые предполагают критический рефлективный анализ преподавателем своих профессиональных компетенций, качества обучения студентов иностранному языку и перспектив личностного роста. Показано, что процесс профессионального развития педагога должен проходить на постоянной основе, предполагать коллегиальность и предусматривать наставничество в рамках единой образовательной организации. Для саморазвития и совершенствования профессиональной компетентности преподавателей иностранных языков важно регулярно проводить научно-практические мероприятия и привлекать к участию в них зарубежных коллег — экспертов в профессиональной области. В статье предлагается схема саморазвития преподавателя иностранного языка, основанная на рефлексивном анализе его компетентности и места в профессии.
Балакшин О.Б. Гармония саморазвития в природе и обществе: подобие и аналогии. М., 2008.
Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб., 1997. С. 38–46.
Девятова И.Е. Технологии развития педагогической рефлексии // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 4(33). С. 41–49.
Золотова М.В., Ваганова Н.В. Формирование рефлексивной компетенции у преподавателей вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4(40). С. 164–168.
Квашко Л.П. Личностно-профессиональное саморазвитие педагогов: теория и практика. Хабаровск, 2012.
Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2-е изд. М., 1997.
Молчанова Г.Г. Цифровая трансформация образования и общества: возможности и сложности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 1 С. 9–16.
Пискунова Е.В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник ТГПУ. 2005. № 1(45). С. 62–66.
Сафонова В.В. Лингводидактические размышления о медиативном образовании преподавателя-исследователя в системе языковой подготовки к международному партнерству и сотрудничеству // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2021. № 1. С. 151–164.
Суркова Е.Г. Творческая парадигма процесса совладания с трудными жизненными ситуациями // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С. 222–228.
Тер-Минасова С.Г. Мы учим не только тому, ≪как сказать≫, но и ≪что сказать≫ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2004. № 1. С. 9–19.
Фейербах Л. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1995.
Burns A. Collaborative action research for English language teachers. New York, 1999.
Cooper C. and Boyd J. Creating sustained professional growth through collaborative ref lection / Professional development for cooperative learning: issues and approaches (Brody C.M. and Davidson N. eds.). N.Y., 1998. P. 26–49.
Diaz M.G. Fulfilling the promise of professional development // IATEFL Issues, 2003 (August-September). P. 4–5. URL: https://www.iatefl.org/content/newsletter/174.php (accessed: 03.03.2023)/
Erant M. Developing professional knowledge within a client-centered orientation / Gushey T.R. and Huberman M. (eds.) Professional development in education. N.Y., 1995. P. 227–252.
URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f9321ccd1102ec99c8b7020bd2e9761f/download/4444/?ysclid=lmuhjjmwqz63... (accessed: 22.09.2023).
URL: https://ruobraz.ru/theme/vladimir-putin-obrazovanie-ego-razvitiesovershenstvovanie-eto-voprosy-obshc... (accessed: 06.05.2023).
Joyce B. The doors to school improvement // Educational leadership. 1991. № 8. P. 8.
Maslow A.H. A theory of metamotivation: the biological rooting of value-life // Journal of humanistic psychology. 1967. № 7. P. 93–127.
Rolheiser C., Stefahn L. The role of staff developers in promoting effective decisionmaking / Professional development for cooperative learning: issues and approaches (Brody C.M. and Davidson N. eds.). N.Y., 1998. P. 50–62.