eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Структурные особенности новостного текста в интернет-дискурсе

Структурные особенности новостного текста в интернет-дискурсе

Поступила: 18.02.2023

Принята к публикации: 22.03.2023

Дата публикации в журнале: 30.09.2023

Ключевые слова: новостной текст; медиатекст; информационно-психологическое воздействие; интернет-дискурс; коммуникация; передача информации; поликодовый мультимодальный текст

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-6

Для цитирования статьи

Ахренова Н.А., Зарипов Р.И. Структурные особенности новостного текста в интернет-дискурсе. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. c.87-98

Номер 3, 2023

Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей построения новостного текста (медиатекста) в интернет-дискурсе, который cо структурной точки зрения представляет собой сложную коммуникативную организацию, сочетающую текст, гипертекст, динамичное (статичное) изображение и звук и обеспечивающую нелинейное, многоканальное, многослойное и многомерное восприятие заложенных концептуальных смыслов. Отличительной структурной особенностью медиатекста в Интернете, чья основная функция в современном медийном пространстве — манипулирование и формирование мнения адресата, является его структурирование по модели рекламного текста с опорой на ключевые стратегии построения рекламного сообщения. Цель настоящей статьи состоит в том, чтобы проанализировать структурные характеристики новостного текста (медиатекста) как основной формы реализации информационно-психологического воздействия. Используются описательный, синхронно-диахронный и функциональный методы исследования, а также методы контекстуального и коммуникативно-прагматического анализа. Авторы заключают, что современный новостной текст в Интернете, реализуясь в поликодовом мультимодальном формате, прибегает к использованию риторических и организационных приемов воздействия на целевую аудиторию с использованием соответствующих рекламных техник: варьирования шрифтов и графического оформления, фонетического выдвижения, восклицательного знака, создания проблемной ситуации, абсолютизации оценки, приписывания оценочных характеристик. При его создании авторы руководствуются различными лингвопрагматическими установками в контексте воздействия на реципиента. Модель построения медиатекста по аналогии с текстом рекламным представляется оправданной ввиду его функционирования в унифицированном обществе потребления, где рекламный дискурс и интернет-дискурс определили основные модели восприятия информации, взаимодействия адресата и адресанта и т.д.

Литература

  1. Ахренова Н.А. Интернет-дискурс как гипертекст // Вестник Московского государственного областного университета. 2016. № 3. С. 1–12.

  2. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теоретические основания и практика: Учебное пособие. 5-е изд. М., 2013.

  3. Беляков И.М., Максименко О.И. Видеовербальный текст: проблемы восприятия // Филологические науки в МГИМО. Т. 38 (53). 2009. С. 48–57.

  4. Добросклонская Т.Г. Что такое медиалингвистика? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. М., 2004. С. 75–89.

  5. Добросклонская Т.Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: Учебное пособие. М., 2008.

  6. Евграфова Ю.А. Черное зеркало: лингвосемиотический потенциал экранных текстов: Монография. М., 2020.

  7. Ильяхов М. Ясно, понятно: Как доносить мысли и побуждать людей с помощью слов. М., 2021.

  8. Калинин А.Ю. К вопросу об онтологических свойствах аудиовизуального текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 1. С. 70–84.

  9. Мардиева Л.А. К проблеме обозначения невербальной составляющей семиотически осложненного текста // Филология и культура. № 4 (38). Казань, 2014. С. 155–158.

  10. Милякова В.В. Персуазивные характеристики рекламных текстов в Инстаграм: Дисс. … канд. филол. наук. Мытищи, 2022.

  11. Сабадин С.Т.М.Ж.П. Смешанные тексты: креолизованный vs поликодовый vs мультимодальный // Филологические науки: вопросы теории и практики. Т. 15. № 6. Тамбов, 2022. С. 2017–2023.

  12. Чернявская В.Е. Поликодовое пространство текста: лингвосемиотическая парадигма языкознания // Язык в парадигмах гуманитарного знания: XXI век: Сборник науч. ст. / Под общ. ред. д-ра филол. наук В.Е. Чернявской и д-ра филол. наук С.Т. Золяна. СПб., 2009. С. 23–37.