Поступила: 20.02.2023
Принята к публикации: 22.03.2023
Дата публикации в журнале: 30.09.2023
Ключевые слова: искусственный интеллект; чат-бот; иноязычные речевые умения; языковая подготовка
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-3
Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Чат-боты в обучении иностранному языку: проблематика современных работ и перспективы предстоящих исследований. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. c.46-59
Современный этап характеризуется динамичным развитием технологий искусственного интеллекта и их внедрением в обучение иностранному языку. Чат-боты выступают одной из таких диалоговых обучающих программ, способной на основе технологий естественного языка и машинного обучения и заложенных в нее алгоритмов речевого поведения человека развивать иноязычные устные и письменные речевые умения обучающегося посредством поддержания с ним диалога и имитации человеческой речи. В данной работе на основе анализа и обобщения методических исследований, посвященных разработке методик обучения учащихся и студентов иноязычному устному и письменному речевому взаимодействию на базе чат-ботов, выделяются наиболее часто обсуждаемые аспекты в проблематике современных исследований, а также определяются перспективы дальнейших исследований, связанных с использованием чат-ботов в обучении иностранному языку. К наиболее обсуждаемым в методических работах аспектам относятся: а) выявление отношения обучающихся к использованию чат-ботов; б) выявление возможности развития письменных и устных речевых умений обучающихся на основе чат-ботов; в) определение уровня владения обучающимися иностранным языком для учебного взаимодействия с чат-ботом. В качестве перспективных исследований определяются работы, направленные: а) на разработку поэтапных методик обучения иноязычному речевому взаимодействию на основе чат-ботов; б) на определение номенклатуры умений иноязычного речевого взаимодействия с чат-ботом.
Кадеева О.Е., Сырицина В.Н. Чат-боты и особенности их использования в образовании // Информатика в школе. 2020. № 10 (163). С. 45–53. DOI: 10.32517/22211993-2020-19-10-45-53.
Сысоев П.В. Дискуссионные вопросы внедрения предметно-языкового интегрированного обучения студентов профессиональному общению в России / Язык и культура. 2019. № 48. С. 349–371. DOI: 10.17223/19996195/48/22.
Сысоев П.В. Организация проектной деятельности обучающихся на основе современных информационных и коммуникационных технологий и управление проектами // Иностранные языки в школе. 2020. № 9. С. 15–28.
Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6–16.
Сысоев П.В., Завьялов В.В. Обучение иноязычному письменному юридическому дискурсу студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Язык и культура. 2018. № 41. С. 308-326. DOI: 10.17223/19996195/41/19
Сысоев П.В., Мерзляков К.А. Использование метода рецензирования в обучении письменной речи обучающихся на основе блог-технологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 36–47.
Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 66–72. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72.
Сысоев П.В., Филатов Е.М., Сорокин Д.О. Искусственный интеллект в обучении иностранному языку: чат-боты в развитии умений иноязычного речевого взаимодействия обучающихся // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 45–54.
Титова С.В. Цифровые технологии в цифровом обучении: теория и практика. М., 2017.
Титова С.В., Александрова К.В. Теоретико-методические основы использования электронных образовательных ресурсов в обучении ИЯ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 3. С. 113–123.
Титова С.В., Самойленко О.Ю. Структура информационно-коммуникационной компетенции преподавателя вуза // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2017. Т. 22. № 3 (167). С. 39–48. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-3(167)-39-48.
Bagramova N.V., Kudryavtseva N.F., Panteleeva L.V., Tyutyunnik S.I., & Markova I.V. Using chat bots when teaching a foreign language as an important condition for improving the quality of foreign language training of future specialists in the field of informatization of education // Perspektivy nauki i obrazovania — Perspectives of Science and Education. 2022. № 58 (4). P. 617-633. DOI: 10.32744/pse.2022.4.36.
Çakmak F. Chatbot-human interaction and its effects on EFL students’ L2 speaking performance and speaking anxiety // Novitas-ROYAL (Research on Youth and Language). 2022. Vol. 16. № 2. P. 113–131.
Da-Eun H. The Effects of Voice-based AI Chatbots on Korean EFL Middle School Students’ Speaking Competence and Affective Domains // Asia-pacific Journal of Convergent Research Interchange. 2022. Vol. 6. № 7. P. 71–80. DOI: 10.47116/apjcri.2020.07.07.
Fadeeva V.A. Distance Language Learning with PowerSchool Learning LMS in a Higher Education Context: an Empirical Study // Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication. 2021. No. 1. P. 185–192.
Haryanto E., Ali R. Students’ attitudes towards the use of Artificial Intelligence SIRI in EFL learning at one public university // International Seminar and Annual Meeting BKS-PTN Wilayah Barat. 2018. Vol. 1. № 1. P. 190–195.
Kim H.S., Cha Y., Kim N.Y. Effects of AI chatbots on EFL students’ communication skills // Korean Journal of English Language and Linguistics. 2021. Vol. 21 P. 712–734. DOI: 10.15738/kjell.21.202108.712.
Mageira K., Pittou D., Papasalouros A., Kotis K., Zangogianni P., Daradoumis A. Educational AI chatbots for content and language integrated learning // Applied Sciences. 2022. Vol. 12. № 7. P. 32–39. DOI: 10.3390/app12073239.
Ranoliya B.R., Raghuwanshi N., Singh S. Chatbot for university related FAQs // 2017 International Conference on Advances in Computing, Communications and Informatics (ICACCI). 2017. P. 1525-1530. DOI: 10.1109/ICACCI.2017.8126057.
Wang Y.F., Petrina S. Wang Y.F., Petrina S. Using learning analytics to understand the design of an intelligent language tutor-Chatbot lucy // Editorial Preface. 2013. Vol. 4. № 11. P. 124–131. DOI: 10.14569/IJACSA.2013.041117.
Yoon S.Y. Student readiness for AI instruction: perspectives on AI in university EFL classrooms // Multimedia-Assisted Language Learning. 2019. Vol. 22. № 4. P. 134–160. DOI: 10.15702/mall.2019.22.4.134.