eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Этапы цифровизации языкового образования в ХХ–ХХI вв.

Этапы цифровизации языкового образования в ХХ–ХХI вв.

Поступила: 16.02.2023

Принята к публикации: 22.03.2023

Дата публикации в журнале: 30.09.2023

Ключевые слова: цифровизация обучения; дидактические свойства новейших технологий; мобильное обучение ИЯ; социальное обучение; иммерсивное обучение; технологии искусственного интеллекта; нейродидактика; образовательные метавселенные

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-2

Для цитирования статьи

Титова С.В., Староверова М.В. Этапы цифровизации языкового образования в ХХ–ХХI вв.. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. c.25-45

Номер 3, 2023

Аннотация

<p>
     Статья посвящена анализу и классификации основных этапов цифровизации языкового образования в мире. Использование компьютерных технологий в преподавании иностранных языков началось более 80 лет назад. До недавнего времени эта тема была предметом обсуждения довольно узкого круга специалистов, но с наступлением цифровой эры и бурным развитием мобильных и облачных технологий, технологий искусственного интеллекта все больше преподавателей иностранных языков у нас в стране и за рубежом занимаются внедрением в учебный процесс открытых образовательных ресурсов и удобных приложений, разрабатывают дистанционные курсы и массовые открытые онлайн-курсы для обучения иностранным языкам. В данный момент назрела острая необходимость анализа этапов внедрения цифровых технологий в процесс обучения ИЯ и выявления некоторых методических особенностей организации учебного процесса на том или ином этапе, а именно: доминирующий подход к обучению, некоторые дидактические функции новейших технологий, роль обучающегося и педагога и т.д. Было выделено пять основных этапов цифровизации языкового образования, которые были названы условно в соответствии с доминирующим методическим подходом: бихевиористский, аудиальный, интеграционный, социально-коммуникативный, деятельностно-коммуникативный. В статье также рассматриваются появившиеся благодаря цифровым технологиям такие виды обучения, как мобильное, социальное обучение, обучение на базе технологий дополненной и виртуальной реальностей — иммерсивное обучение. Особое внимание уделяется возможностям, которые предоставляют технологии искусственного интеллекта — глубокое обучение (deep learning), чат-бот обучение, роботизированное обучение иностранным языкам, образовательные метавселенные.
</p>

Литература

  1. Дагген С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / Пер. с англ.: А.В. Паршакова. М., 2020.

  2. Дрожащих Н.В., Белякова И.Е. Цифровой тьютор в тюменском госуниверситете: опыт внедрения и использования // Вестн. Моск. ун-та. Cер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 2. С. 141–151.

  3. Кодачигов В. Найдется что: «Яндекс» запустит для поисковика сверхсовременную нейросеть. 1 февраля 2023. URL: https://iz.ru/1462961/irina-tcyruleva/naidetsia-chto-iandeks-zapustit-dlia-poiskovika-sverkhsovremen... (дата обращения: 20.02.2023).

  4. Немчинова Е. Виртуальная девушка и реклама для Рейнольдса: почему все обсуждают ChatGPT. 27 января 2023. URL: https://www.sostav.ru/publication/pochemu-vse-sejchas-obsuzhdayut-chatgpt-58791.html (дата обращения: 20.02.2023).

  5. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. Учебно-методическое пособие. М., 2008. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r55005/manual_3.pdf (дата обращения: 25.02.2023).

  6. Титова С.В. Мобильная среда для обучения ИЯ. Практикум. М., 2019.

  7. Титова С.В. Службы и ресурсы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003.

  8. Титова С.В. Проектирование цифрового учебника как инновационного средства обучения // Вестн. Моск. ун-та. Cер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. С. 41–60.

  9. Харгадон С. Web 2.0 — это будущее образования (2008). Интернет-публикация. URL: http://www.websoft.ru/db/wb/2FF50B0C29518A87C32574DD003290BC/doc.htm (дата обращения: 25.02.2023).

  10. Bruun A., & Stentoft M.L. Lifelogging in the wild: Participant experiences of using lifelogging as a research tool. In IFIP Conference on Human-Computer Interaction (P. 431–451). 2019.

  11. Burbules Nicholas C. “Rethinking the Virtual” in The International Handbook of Virtual Learning Environments, eds. Joel Weiss, Jason Nolan, Jeremy Hunsinger, and Peter Trifonas (Dordrecht: Springer, 2006). P. 37–48.

  12. Chayka K., Facebook wants us to live in the Metaverse, 2021. URL: https://www.newyorker.com/culture/infinite-scroll/facebook-wants-us-to-live-in-the-Metaverse (accessed: 25.02.2023).

  13. Dudeney G., Hockley N., Pegrum M. Digital literacies. Routledge, 2013.

  14. Flynn C., Frost P., Making VR a Reality in the Classroom, 2021. URL: https://er.educause.edu/articles/2021/4/making-vr-a-reality-in-the-classroom#fn1 (accessed: 25.02.2023).

  15. Gillespie, N., Lockey, S. & Curtis, C. Trust in artificial Intelligence: a five country study. 2021. doi:10.14264/e34bfa3

  16. Go E., Sundar S.S. Humanizing chatbots: The effects of visual, identity and conversational cues on humanness perceptions // Computers in Human Behavior. 2019. No 97. P. 304–316. doi: 10.1016/j.chb.2019.01.020.

  17. Hall C. What is Google Maps AR navigation and Live View and how do you use it? 2022 URL: https://www.pocket-lint.com/apps/news/google/147956-what-is-googlemaps-ar-navigation-and-how-do-you-... (accessed: 25.02.2023).

  18. Hanneman R.A., Riddle M. Introduction to Social Network Methods. 2005. Riverside, CA: University of California.

  19. Hill J., Ford W.R., Farreras I.G. Real conversations with artificial intelligence: A comparison between human-human online conversations and human-chatbot conversations // Computers in Human Behavior. 2015. No 49. P. 245–250. doi: 10.1016/j.chb.2015.02.026.

  20. Laurillard D. Pedagogical forms of mobile learning: Framing research questions // N. Pachler (Ed.), Mobile learning: Towards a Research Agend. 2007. Vol. 1. P. 33–54. London: WLE Centre, Institute of Education.

  21. Lee L. H., Braud T., Zhou P., Wang L., Xu D., Lin Z., Kumar A., Bermejo C., & Hui P. All one needs to know about Metaverse: A complete survey on technological singularity, virtual ecosystem, and research agenda. 2021. Vol.14, No. 8. arXiv preprint. P. 1–66 URL: https://arxiv.org/pdf/2110.05352.pdf (accessed: 25.02.2023)

  22. Levin, B.A., Piskunov, A.A., Poliakov, V.Yu., Savin, A.V. (2022). Artificial Intelligence in Engineering Education. Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 7, P. 79–95, doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-79-95 (In Russ., abstract in Eng.).

  23. Mystakidis S., Fragkaki M., & Filippousis G. Ready teacher one: Virtual and augmented reality online professional development for K-12 school teachers. 2021. Computers, № 10. URL: https://www.mdpi.com/2073-431X/10/10/134 (accessed: 25.02.2023).

  24. O’Reilly T. What Is Web 2.0 Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. 2005. URL: http://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (accessed: 25.02.2023).

  25. Randall N. A Survey of Robot-Assisted Language Learning (RALL) // ACM Transactions on Human-Robot Interaction. 2020. Vol. 9. No 1. P. 1–36. doi: 10.1145/3345506

  26. Roll I., Wylie R. Evolution and revolution in artificial intelligence in education. Int. J. Artif. Int. Educ. 2016. 26. P. 582–599.

  27. Ruby D. ChatGPT Statistics for 2023: Comprehensive Facts and Data. 2023 URL: https://www.demandsage.com/chatgpt-statistics/ (accessed: 25.02.2023).

  28. Sabitzer B. Neurodidactics — a new stimulus in ICT and computer science education / В. Sabitzer // INTED2011 Proceedings. 2011. P. 5881–5889.

  29. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age. International Journal of instructional technology and distance learning. Vol. 2. No. 1. 2005. URL: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm

  30. Tlili A., Huang R., Shehata B. et al. Is Metaverse in education a blessing or a curse: a combined content and bibliometric analysis. Smart Learn. Environ. 9, 24 (2022) URL: https://doi.org/10.1186/s40561-022-00205-x (accessed: 25.02.2023).

  31. Traxler J. Learning in a Mobile Age// International Journal of Mobile and Blended Learning, 2008, Vol. 1. No. 1. P. 1–12.

  32. Viberg, O., Kukulska-Hulme A. Fostering Learners’ Self-Regulation and Collaboration Skills and Strategies for Mobile Language Learning Beyond the Classroom// In: Reinders, Hayo; Lai, Chun and Sundqvist, Pia eds. The Routledge Handbook of Language Learning and Teaching Beyond the Classroom. 2022, Abingdon.

  33. Warschauer M. Computer-mediated collaborative learning: Theory and practice. The Modern Language Journal. 1997. 81 (4). P. 470–481.