Поступила: 16.02.2023
Принята к публикации: 22.03.2023
Дата публикации в журнале: 30.09.2023
Ключевые слова: цифровизация обучения; дидактические свойства новейших технологий; мобильное обучение ИЯ; социальное обучение; иммерсивное обучение; технологии искусственного интеллекта; нейродидактика; образовательные метавселенные
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-2
Титова С.В., Староверова М.В. Этапы цифровизации языкового образования в ХХ–ХХI вв.. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. c.25-45
Дагген С. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО / Пер. с англ.: А.В. Паршакова. М., 2020.
Дрожащих Н.В., Белякова И.Е. Цифровой тьютор в тюменском госуниверситете: опыт внедрения и использования // Вестн. Моск. ун-та. Cер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 2. С. 141–151.
Кодачигов В. Найдется что: «Яндекс» запустит для поисковика сверхсовременную нейросеть. 1 февраля 2023. URL: https://iz.ru/1462961/irina-tcyruleva/naidetsia-chto-iandeks-zapustit-dlia-poiskovika-sverkhsovremen... (дата обращения: 20.02.2023).
Немчинова Е. Виртуальная девушка и реклама для Рейнольдса: почему все обсуждают ChatGPT. 27 января 2023. URL: https://www.sostav.ru/publication/pochemu-vse-sejchas-obsuzhdayut-chatgpt-58791.html (дата обращения: 20.02.2023).
Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. Учебно-методическое пособие. М., 2008. URL: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r55005/manual_3.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
Титова С.В. Мобильная среда для обучения ИЯ. Практикум. М., 2019.
Титова С.В. Службы и ресурсы Интернета в преподавании иностранных языков. М., 2003.
Титова С.В. Проектирование цифрового учебника как инновационного средства обучения // Вестн. Моск. ун-та. Cер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. С. 41–60.
Харгадон С. Web 2.0 — это будущее образования (2008). Интернет-публикация. URL: http://www.websoft.ru/db/wb/2FF50B0C29518A87C32574DD003290BC/doc.htm (дата обращения: 25.02.2023).
Bruun A., & Stentoft M.L. Lifelogging in the wild: Participant experiences of using lifelogging as a research tool. In IFIP Conference on Human-Computer Interaction (P. 431–451). 2019.
Burbules Nicholas C. “Rethinking the Virtual” in The International Handbook of Virtual Learning Environments, eds. Joel Weiss, Jason Nolan, Jeremy Hunsinger, and Peter Trifonas (Dordrecht: Springer, 2006). P. 37–48.
Chayka K., Facebook wants us to live in the Metaverse, 2021. URL: https://www.newyorker.com/culture/infinite-scroll/facebook-wants-us-to-live-in-the-Metaverse (accessed: 25.02.2023).
Dudeney G., Hockley N., Pegrum M. Digital literacies. Routledge, 2013.
Flynn C., Frost P., Making VR a Reality in the Classroom, 2021. URL: https://er.educause.edu/articles/2021/4/making-vr-a-reality-in-the-classroom#fn1 (accessed: 25.02.2023).
Gillespie, N., Lockey, S. & Curtis, C. Trust in artificial Intelligence: a five country study. 2021. doi:10.14264/e34bfa3
Go E., Sundar S.S. Humanizing chatbots: The effects of visual, identity and conversational cues on humanness perceptions // Computers in Human Behavior. 2019. No 97. P. 304–316. doi: 10.1016/j.chb.2019.01.020.
Hall C. What is Google Maps AR navigation and Live View and how do you use it? 2022 URL: https://www.pocket-lint.com/apps/news/google/147956-what-is-googlemaps-ar-navigation-and-how-do-you-... (accessed: 25.02.2023).
Hanneman R.A., Riddle M. Introduction to Social Network Methods. 2005. Riverside, CA: University of California.
Hill J., Ford W.R., Farreras I.G. Real conversations with artificial intelligence: A comparison between human-human online conversations and human-chatbot conversations // Computers in Human Behavior. 2015. No 49. P. 245–250. doi: 10.1016/j.chb.2015.02.026.
Laurillard D. Pedagogical forms of mobile learning: Framing research questions // N. Pachler (Ed.), Mobile learning: Towards a Research Agend. 2007. Vol. 1. P. 33–54. London: WLE Centre, Institute of Education.
Lee L. H., Braud T., Zhou P., Wang L., Xu D., Lin Z., Kumar A., Bermejo C., & Hui P. All one needs to know about Metaverse: A complete survey on technological singularity, virtual ecosystem, and research agenda. 2021. Vol.14, No. 8. arXiv preprint. P. 1–66 URL: https://arxiv.org/pdf/2110.05352.pdf (accessed: 25.02.2023)
Levin, B.A., Piskunov, A.A., Poliakov, V.Yu., Savin, A.V. (2022). Artificial Intelligence in Engineering Education. Higher Education in Russia. Vol. 31, no. 7, P. 79–95, doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-79-95 (In Russ., abstract in Eng.).
Mystakidis S., Fragkaki M., & Filippousis G. Ready teacher one: Virtual and augmented reality online professional development for K-12 school teachers. 2021. Computers, № 10. URL: https://www.mdpi.com/2073-431X/10/10/134 (accessed: 25.02.2023).
O’Reilly T. What Is Web 2.0 Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software. 2005. URL: http://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html (accessed: 25.02.2023).
Randall N. A Survey of Robot-Assisted Language Learning (RALL) // ACM Transactions on Human-Robot Interaction. 2020. Vol. 9. No 1. P. 1–36. doi: 10.1145/3345506
Roll I., Wylie R. Evolution and revolution in artificial intelligence in education. Int. J. Artif. Int. Educ. 2016. 26. P. 582–599.
Ruby D. ChatGPT Statistics for 2023: Comprehensive Facts and Data. 2023 URL: https://www.demandsage.com/chatgpt-statistics/ (accessed: 25.02.2023).
Sabitzer B. Neurodidactics — a new stimulus in ICT and computer science education / В. Sabitzer // INTED2011 Proceedings. 2011. P. 5881–5889.
Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age. International Journal of instructional technology and distance learning. Vol. 2. No. 1. 2005. URL: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm
Tlili A., Huang R., Shehata B. et al. Is Metaverse in education a blessing or a curse: a combined content and bibliometric analysis. Smart Learn. Environ. 9, 24 (2022) URL: https://doi.org/10.1186/s40561-022-00205-x (accessed: 25.02.2023).
Traxler J. Learning in a Mobile Age// International Journal of Mobile and Blended Learning, 2008, Vol. 1. No. 1. P. 1–12.
Viberg, O., Kukulska-Hulme A. Fostering Learners’ Self-Regulation and Collaboration Skills and Strategies for Mobile Language Learning Beyond the Classroom// In: Reinders, Hayo; Lai, Chun and Sundqvist, Pia eds. The Routledge Handbook of Language Learning and Teaching Beyond the Classroom. 2022, Abingdon.
Warschauer M. Computer-mediated collaborative learning: Theory and practice. The Modern Language Journal. 1997. 81 (4). P. 470–481.