eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Лингвокультурные основы формирования билингвальной риторической и полемической компетенций у студентов магистратуры

Лингвокультурные основы формирования билингвальной риторической и полемической компетенций у студентов магистратуры

Поступила: 20.02.2023

Принята к публикации: 22.03.2023

Дата публикации в журнале: 30.09.2023

Ключевые слова: второй уровень высшего образования; ключевые общегуманитарные компетенции; риторическая компетенция; полемическая компетенция; дискуссии и дебаты как лингвокультурные явления; социокультурный подход

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-3-1

Для цитирования статьи

Сафонова В.В. Лингвокультурные основы формирования билингвальной риторической и полемической компетенций у студентов магистратуры. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 3. c.9-24

Номер 3, 2023

Аннотация

<p>
     Формирование общегуманитарных компетенций является одной из актуальных задач гуманитарного образования в современной высшей школе. К ним относят, в частности, билингвальные риторическую и полемическую компетенции, отсутствие которых у индивида затруднит его участие в международных дискуссиях и дебатах по социально-заостренной тематике и спорным вопросам гуманитарных наук. И, хотя в новом тысячелетии стали все чаще появляться исследования, сопряженные с использованием того или иного формата международных дискуссий или дебатов в учебных целях, тем не менее анализ теоретических и прикладных результатов этих педагогических поисков, а также методический анализ рабочих программ и учебной литературы по риторике, практическим курсам РЯ & ИЯ свидетельствуют о том, что студентов оставляют в неведении о социокультурных и лингвокультурных особенностях международных форматов дискуссий и дебатов, и вследствие этого участие студентов в тех или иных учебных дискуссиях и дебатах не вносит достойного вклада в их подготовку именно к международному интерактивному дискуссионному взаимодействию с представителями других культурно-языковых сообществ. Первым шагом для улучшения этой дидактической ситуации является лингвокультурная детализация компонентов билингвальной риторической и полемической компетенций (в терминах знаний, умений, социально-психологических установок, способностей и качеств личности индивида как успешного полемиста и участника современных онлайн и офлайн дискуссионных площадок) на основе лингводидактического анализа евро-атлантического формата международных дискуссий и дебатах как лингвокультурных явлений. Статья знакомит с авторским видением компонентного состава вышеупомянутых общегуманитарных компетенций с позиции коммуникативно-деятельностного и социокультурного подходов к билингвальному коммуникативному образованию средствами русского и иностранного языков.
</p>

Литература

  1. Егоров И.В., Наумова Д.В. Гражданское мировосприятие студенческой молодежи // ВФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. № 2 (91). С. 134–141.

  2. Калинкина Е.Г. Дебаты как средство формирования коммуникативной компетентности педагогов // Преподавание истории в школе. 2006. № 11. С. 36–39.

  3. Мазур Т.В. Профессионально ориентированная риторическая подготовка студентов-юристов в вузе [Текст]: Дисс. … канд. пед. наук. М., 2001.

  4. Львова О.В. Использование технологии «Дебаты» при обучении иностранному языку // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2014. № 1 (13). C. 76–79.

  5. Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

  6. Молчанова Г.Г. Генерационная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 9–16.

  7. Молчанова Г.Г. Цифровая трансформация образования и общества: возможности и сложности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 1. С. 9–16.

  8. Нежурина Н.Ю. Специфика формирования коммуникативно-речевой компетенции посредством дебатной технологии // Вестн. Воронеж. гос. техн. ун-та. 2013. Т. 9. № 5–2. С. 80–84.

  9. Орешина Е.Е. Методика обучения обсуждению проблемы в форме дебатов: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2008. С. 24.

  10. Сафонова В.В. Социокультурный контекст перестройки гуманитарного образования в условиях глобальных геополитических противостояний в XXI веке // Коммуникативные модусы (коды) как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения: Материалы междисциплинарной научной конференции 27–28 мая 2021 г. М., 2021. С. 38–48.

  11. Сун Лэй. Дебаты как средство формирования личностно-значимых позиций студентов высшей школы. М., 2013.

  12. Bredemeier K. Schwarze Rhetorik: Macht und Magie der Sprache. Zurich, 2006.

  13. Council of Europe. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment: Companion volume. Strasbourg, 2020.

  14. Council of Europe. Enriching 21st Century Language Education: The CEFR Companion volume in practice. Strasbourg, 2022 / Ed. by B. North, E. Piccardo, T. Goodier, D. Fasoglio, R. Margonis-Pasinetti & B. Ruschoff. Strasbourg, 2022.

  15. Ting-Toomey S. Understanding intercultural conflict: Multiple theoretical insights // Trevisani D. Negoziazione Interculturale. Comunicazione oltre le barriere culturali. Milan, 2005.