eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588
В статье представлен анализ развития медиалингвистики и других актуальных исследований медиаречи в России и за рубежом за прошедшие два десятилетия. С момента образования в 2000 г. медиалингвистика прошла большой путь и получила статус самостоятельного научного направления, обладающего четко сформулированной теорией, устойчивой внутренней структурой, разработанной методологией и терминологическим аппаратом. Статья содержит развернутое описание ключевой для медиалингвистики категории медиатекста, который определяется как актуализированное в определенном медиаформате и объединенное общим смыслом последовательное сочетание знаковых единиц вербального и медийного уровней. Анализируется также динамика лингвоформатных свойств медиатекстов в условиях цифровизации и конвергентных СМИ. Рассматриваются перспективные направления медиалингвистических исследований, включая изучение различных типов массмедийного дискурса (новостной, политический), информационно- вещательных стилей, и сопоставительный анализ речевых практик массмедиа различных стран. Во второй части статьи представлен обзор смежных с медиалингвистикой актуальных направлений исследования медиаречи, к которым относятся медиадискурсология, медиастилистика, медиариторика, интернет-лингвистика, медиатекстология. В завершение делается вывод о том, что в условиях активной медиатизации всех сторон современной жизни и стремительно растущего речеупотребления в СМИ, медиалингвистика служит надежной основой для дальнейшего комплексного изучения медиаречи, интегрируя существующие достижения в данной области и образуя новые векторы исследований.
Цель данной статьи состоит в том, чтобы представить основы системного комплексного подхода к изучению форматно-жанрового разнообразия современной медиаречи, оформленного в рамках отдельного направления медиалингвистических исследований — медиатекстологии. Актуальность разработки медиатекстологии как самостоятельного направления обусловлена стремительной диверсификацией форматно-жанровой структуры современной медиаречи под воздействием постоянного совершенствования информационно-коммуникационных технологий и появления новых мультимедийных возможностей для создания и распространения медиа контента. Теоретико-методологический аппарат медиатекстологии выстраивается на основе предшествующего опыта типологического описания речевых медиапрактик с учетом динамики медиаречи, распространения новых форм репрезентации медиаконтента и особенностей его структурирования, включая тенденцию к гибридизации и конвергенции. Ключевым принципом медиатекстологии является выделение из множества функционирующих в Интернете текстов собственно медийных, т.е. таких, которые создаются профессиональными журналистами для сетевых СМИ и формируют базовый медиаконтент. В отличие от прочих видов сетевых текстов, создаваемых и распространяемых индивидуальными пользователями на различных сетевых платформах в личных целях, сетевые медиа тексты производятся и распространяются на имеющих статус официального средства массовой информации медиаплатформах.
Настоящая статья посвящена исследованию идеологической модальности в современном англоязычном дискурсе прессы. Категория идеологической модальности выделяет из широкого спектра модально-оценочных отношений те, что отражают определенные политические взгляды и идеологические ценности. В дискурсе прессы данная категория конституируется на основе элементов текста, связанных с передачей идеологизированных значений и смыслов, позволяя объективно описать уровень идеологической маркированности текста на основе анализа используемых языковых средств. Автор статьи рассматривает категорию идеологической модальности на теоретико-методологической основе медиалингвистики, ключевым понятием которой выступает медиатекст, определяемый как актуализированное в определенном формате и объединенное общим смыслом последовательное сочетание знаковых единиц вербального и медийного уровней. Анализ идеологической модальности проводится на материале новостных и информационно-аналитических текстов британской и американской качественной прессы разной политической направленности (консервативной и либеральной), что позволяет выявить и описать ключевые различия в использовании языковых средств для актуализации данной категории. На вербальном уровне способы выражения идеологической модальности охватывают широкий диапазон языковых средств, включая употребление слов и словосочетаний с оценочным значением, с отрицательными или положительными коннотациями, манипуляции номинативной лексикой с идеологической компонентой.