eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Взаимодействие культур в международном образовании: к вопросу о проблемах межкультурной коммуникации в глобальном мире

Взаимодействие культур в международном образовании: к вопросу о проблемах межкультурной коммуникации в глобальном мире

Дата публикации в журнале: 30.06.2020

Ключевые слова: международное образование; межкультурная коммуникация; русско-китайские отношения; национальные менталитеты; традиции образования; адаптация; иностранные студенты; конфликт культур

Для цитирования статьи

Павловская А.В. Взаимодействие культур в международном образовании: к вопросу о проблемах межкультурной коммуникации в глобальном мире. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2. c.52-65

Номер 2, 2020

Аннотация

Статья продолжает тему, начатую в предыдущем номере, касательно необходимости пересмотра подходов к проблемам межкультурного общения в глобальном мире. Теперь речь идет о конкретных вопросах, связанных с проблемами межкультурной коммуникации в международном образовании, а еще точнее, с проблемами обучения студентов из Китая, приезжающих учиться в Россию. Поток их все растет, с ним растут и проблемы, касающиеся как преподавателей, столкнувшихся с новыми задачами, так и студентов, оказавшихся в новой среде, к существованию в которой они чаще всего бывают не подготовлены. Речь идет не о преподавателях русского как иностранного, получивших специальное образование и имеющих большой опыт в работе с иностранцами, а о тех специалистах, кто ведет свой предмет – от физиков до лириков – иностранной группе, не имея при этом специальной подготовки. И таких теперь большинство. К сожалению, знания двух соседних народов друг о друге довольно ограничены. Преподаватели, чаще всего, не учитывают ни особенности системы образования в Китае, ни традиции общения между учеником и учителем, ни менталитет. В свою очередь, студенты приезжают учиться в Россию, будучи практически незнакомы с особенностями жизни, обучения и общения в этой стране. В статье рассматриваются конкретные ситуации конфликта культур в учебной аудитории и предлагаются возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.

Литература

  1. Афонасенко Е. Особенности этнического самосознания современных китайцев // Развитие личности. МГПУ. 2004. № 1. С. 131–143.

  2. Леонтович О.А. Россия и США. Введение в межкультурную коммуникацию. Волгоград, 2003.

  3. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ. М., 2010.

  4. Малявин В. Китай управляемый. Старый добрый менеджмент. М., 2007.

  5. Павловская А.В. Как иметь дело с русскими. М., 2001.

  6. Павловская А.В. Как делать бизнес в России. М., 1998.

  7. Сунь Сяопэн. Основные проблемы социокультурной адаптации студентов из Китайской народной республики в условиях российской системы высшего образования // Научно-педагогическое обозрение. Томск, 2017. № 1. С. 153–163.

  8. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2004.

  9. Hall E.T., Hall M.R. Understanding Cultural Differences. Intercultural Press, 1990.

  10. Hirsch E.D. Cultural Literacy: What Every American Needs to Know. Vintage Books, 1987.

  11. Hirsch E.D. The Dictionary of Cultural Literacy. Houghton Mifflin, 1988.

  12. Pavlovskaya A. Culture Shock! Russia: A Survival Guide to Customs and Etiquette. Marshall Cavendish; 2nd edition, 2011.