eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
«Вехи идентичности» в межкультурном и языковом аспектах (от Прованса к Окситании)

«Вехи идентичности» в межкультурном и языковом аспектах (от Прованса к Окситании)

Дата публикации в журнале: 30.09.2020

Ключевые слова: идентичность; референция; традиция; новация; Прованс; Окситания; фелибризм; окситанизм; виртуальная идентичность; Ф. Мистраль; Арлатанский музей; эпилингвистическая; cимволическая; идентифицирующая функции языка

Для цитирования статьи

Загрязкина Т.Ю. «Вехи идентичности» в межкультурном и языковом аспектах (от Прованса к Окситании). // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 3. c.24-38

Номер 3, 2020

Аннотация

Рассматривается вопрос развития идентичности как феномена, обладающего обобщающими свойствами и связанного с реконструированием на основании отдельных фрагментов более общих ценностей культуры. Феномен идентичности связан с феноменом традиции, под которой понимается точка зрения современников на культурную значимость прошлого (Ж. Пуайон). Для изучения динамики провансальской / окситанской идентичности выделяем новации каждого периода – «вехи идентичности». Под этим понятием подразумеваются идентитарные референции, накапливающиеся или сменяющие друг друга в процессе исторического развития. В истории южнофранцузской идентичности был период инерционного угасания и нескольких периодов идентитарных подъемов различной силы. На протяжении веков переосмыс- ливалось прошлое, возникали новации, переформатировалась идентичность: каждый этап является новым, обладающим своими дифференциальными признаками – «вехами» идентичности. Среди них: культура трубадуров как референтная база (1); стигматизация альбигойских и религиозных войн (2); культурная матрица «вечного» Прованса, сакрализация и «музеификация» прошлого, роль творческой личности (фелибризм) (3); демифологизация культуру; рациональное обоснование идентичности (окситанизм), уход окситанского языка из реальной коммуникации и развитие вторичной, символической функции (4); виртуализация, «деперсонификация» идентичности; дистанцирование от прошлого (наше время) (5). Эти и другие «вехи» маркируют путь, который прошла южнофранцузская идентичность и обозначают общий вектор ее развития – подтверждение права на различия в условиях взаимодействия с доминирующей северофранцузской / общефранцузской культурой.

Литература

  1. Баранова В.В. Язык и этническая идентичность: урумы и румеи приазовья. М., 2010.

  2. Барт Ф. Этнические группы и социальные границы: Социальная организация культурных различий. М., 2006.

  3. Белоруссова С.Ю., Головнев А.В. Виртуальная идентичность – новация на фоне традиции? (Ведение в тему) // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. Виртуальная этничность и киберэтнография / Отв. ред. специальной темы номера С.Ю. Белоруссова, А.В. Головнев. С. 36–40.

  4. Гак В.Г. Отзыв официального оппонента о докторской диссертации Т.Ю. Загрязкиной «Процессы пространственной дифференциации и интеграции французского языка». М., 1996 (на правах рукописи).

  5. Загрязкина Т.Ю. Конструкт идентичности в творчестве трубадуров, или «Другая Франция» сквозь призму языка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 1. С. 22–37.

  6. Загрязкина Т.Ю. Концепт «Прованс» в культуре Франции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2005. № 2. С. 59–76.

  7. Киссер Т.С. Виртуальная идентичность российских немцев // Сибирские исторические исследования. 2019. № 2. Виртуальная этничность и киберэтнография / Отв. ред. специальной темы номера С.Ю. Белоруссова, А.В. Головнев. С. 64–84.

  8. Моисеева Д.П. “Oulivo” как идентификатор Прованса в языке Ф. Мистраля // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 3. С. 68–76.

  9. Плассеро И. Идентичность народов Европы. М.; СПб., 2019.

  10. Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнопсихология. Политические функции этничности. 2-е изд., испр. и доп. М., 2013.

  11. Чернявская Ю. Модификации белорусской идентичности: медийность и повседневность // Свои и чужие. Метаморфозы идентичности на востоке и западе Европы / Под ред. Е.И. Филипповой и К. Ле Торривеллека. М., 2018. С. 126–140.

  12. Шишмарев В.Ф. Фредери Мистраль // Шишмарев В.Ф. Избранные статьи: История итальянской литературы и итальянского языка. М., 1972. С. 267–283.

  13. Bec P. La langue occitane. 5-е éd. P., 1986.

  14. Chevalier D., Morel A. Identité culturelle et appartenance régionale: Quelques orientations de recherche// Terrain, antropologie et sciences humaines 1985. № 5. Оctobre. Р. 3–5. URL: https://journals/oppenedition.org/terrain/2878 (дата обращения: 14.02.2020).

  15. Dictionnaire de l’Histoire de France / Sous la direction de J.-F. Sirinelli. P., 1999.

  16. Lenclud G. La tradition n’est plus ce qu’elle était. Sur les notions de tradition et de société traditionnelle en ethnologie // Terrain. Anthropologie et Sciences humaines. 1987. № 9. Habiter la maison. P. 110–123. URL: https://journals.openedition.org/terrain/3195 (дата обращения: 14.02.2020).

  17. Pelen. J.-N. (1) Chanson, histoire : Chanter et être en Cévennes // Les voies de la parole: Ethnotextes et littérature orale, approches critiques. Aix-en-Provence: Publications de l’Université de Provence, 1992. P. 160–175.

  18. Pelen J.-N. (2) La recherche sur les ethnotextes : Notes sur un cheminement // Actes du Congrès international de dialectologie à Bilbao le 21–26 octobre 1991. Grenoble, 1992. P. 716–720.

  19. Pouillon J. Fétiches sans fétichisme. P., 1975.