eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Способы предоставления обратной связи и организации рефлексии в онлайн-обучении иностранным языкам

Способы предоставления обратной связи и организации рефлексии в онлайн-обучении иностранным языкам

Дата публикации в журнале: 30.06.2021

Ключевые слова: обратная связь; рефлексия; онлайн-обучение; мотивация; интерактивная среда; рефлексивные умения

Для цитирования статьи

Титова С.В., Баринова К.В. Способы предоставления обратной связи и организации рефлексии в онлайн-обучении иностранным языкам. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. c.200-214

Номер 2, 2021

Аннотация

В данной статье рассматриваются способы предоставления эффективной обратной связи и организации рефлексивной деятельности в онлайн-обучении иностранным языкам. Обратная связь и рефлексия позволяют выявить сильные и слабые стороны в работе обучающихся, результативность и эффективность используемых образовательных стратегий и заданий, дают возможность выстроить индивидуальный маршрут обучающегося по преодолению трудностей, компенсации ошибок и повышению результатов обучения. Обратная связь и рефлексия рассматриваются как механизмы повышения мотивации обучающихся, создания интерактивной образовательной онлайн-среды, регулятивности и корректировки процесса обучения. В статье анализируются дидактические свойства и функции цифровых инструментов и мобильных инструментов, применяющиеся для развития рефлексивных и коммуникативных умений обучающихся, приводятся практические примеры организации рефлексивной деятельности на онлайн-занятиях, выделяются этапы рефлексивной деятельности, условия обеспечения эффективной обратной связи. Дидактические функции цифровых инструментов позволяют обеспечить быструю, адресную и своевременную обратную связь, оптимально организовывать проведение рефлексии, внести элементы геймификации в учебный процесс, сохранять результаты опросов и голосований, проводить эффективный анализ положительных и отрицательных результатов, на основе которого педагог может внести изменения как в собственную педагогическую деятельность, так и в учебную деятельность обучающихся.

Литература

  1. Зимняя И.А.Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 2003.

  2. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.

  3. Кукуев Е.А., Соловьева Е.А., Федина Л.В. Обратная связь как механизм осуществления открытости образовательного процесса // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51–6. С. 392–398.

  4. Титова С.В. Мобильная среда для обучения иностранным языкам. М., 2019.

  5. Титова С.В., Авраменко А.П. Эволюция средств обучения в преподавании иностранных языков: от компьютера к смартфону // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2013. № 1. С. 9–21.

  6. Титова С.В., Талмо Т. Создание модели интерактивной лекции с помощью мобильной системы голосования SRS // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 3. C. 49–63.

  7. Титова С.В. Контроль и оценивание в языковом классе с помощью мобильных приложений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 24–35.

  8. Щукин А.Н., Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.

  9. Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms // F.E. Weinert, R.H. Kluwe (еds.). Metacognition, motivation, and understanding. Hillsdale, New Jersey, 1987. С. 65–116.

  10. Dunn K.E., Mulvenon S.W. A Critical Review of Research on Formative Assessments: The Limited Scientific Evidence of the Impact of Formative Assessments in Education. Practical Assessment & Research and Evaluation. 2009. № 14 (7). С. 1–11.

  11. Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive– developmental inquiry //American psychologist. [Книга]. 1979. V. 34. № 10. P. 906–911.

  12. Hattie J., Timperley H. The Power of Feedback // Review of Educational Research. 2007. № 77 (1). P. 81–112.

  13. Nicol D.J., Macfarlane-Dick D. Formative assessment and self-regulated learning: A model and seven principles of good feedback practice // Studies in Higher Education. 2006. № 31 (2). P. 199–218.

  14. PACE Reflective Thinking and Writing as Systematic Practice at Pace University [В Интернете]. PACE University, Pleasantville, NY, 2013. URL: http://pu.mcnrc.org/ref-practice/ (дата обращения: 11.11.2020).