Дата публикации в журнале: 30.06.2021
Ключевые слова: телесотрудничество; телетандем; тандемный метод изучения языков; метод языкового обмена; онлайн-обучение; дистанционное обучение
Назаренко А.Л. Изучение иностранных языков в сотрудничестве через телекоммуникации: «вариация на тему». // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. c.189-199
В данной статье рассматривается одна из существующих форм телесотрудничества: телетандем, реализуемый через телекоммуникации. Тандемный метод изучения языков представляет собой взаимный свободный обмен языковыми знаниями двух носителей разных языков, договорившихся обучать друг друга своему родному языку. В процессе их парного взаимодействия они постоянно меняются ролями обучающего и обучающегося. Это сотрудничество абсолютно свободно и автономно, участники не зависят ни от какого учебного заведения и не имеют никаких финансовых обязательств друг перед другом. Между ними существует полное равенство: оба в равной степени заинтересованы в успешном изучении языка своего партнера (принципы взаимности и равенства языков). ФИЯР МГУ и VCU (США) адаптировали метод телетандема, чтобы повысить результативность изучения обязательных иностранных языков своими студентами. Свободный независимый тандем использовался в виде институционального (т.е. был включен в учебную программу как факультатив). Автономность метода была несколько ограничена ввиду необходимости оценивать его результативность. Была принята трехчастная структура: вводная общая видеоконференция, автономное обучение в тандемном сотрудничестве и заключительная общая видеоконференция с обсуждением презентаций, подготовленных студентами в тандемах. Проведенное анкетирование студентов ФИЯР по завершении телетандемного проекта позволило получить ценные результаты, выявить позитивные и негативные факторы в проведении проекта и наметить перспективы по его усовершенствованию.
Богданова Н.В. Формирование межкультурной компетенции в рамках тандемпроектов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8. № 1. С. 15. DOI: 10.18721/JHSS.8118
Назаренко А.Л. Дидактический потенциал телетандемного метода изучения иностранных языков для развития иноязычной и межкультурной компетенций обучающихся // Язык и культура. Томск, 2018. № 43. С. 185–199 DOI: 10.17223/19996195/43/12.
Belz J. Linguistic perspectives on the development of intercultural competence in telecollaboration // Language Learning & Technology. 2003. № 7(2). P. 68–99. URL: http://www.lltjournal.org/item/2423 (дата обращения: 01.11.2020).
Helm F. The Practices and Challenges of Telecollaboration in Higher Education in Europe // Language Learning & Technology. 2015. V. 19. № 2. Р. 197–217. URL: http://llt.msu.edu/issues/june2015/helm.pdf (дата обращения: 01.11.2020).
Leone P., Telles J.A. The teletandem network // Online intercultural exchange: policy, pedagogy, practice. Routledge. 2016. P. 241–247.
Moore J.C. A Synthesis of Sloan-C Effective Practices // Journal of Asynchronous Learning Networks. 2009. № 13(4). Р. 73–97.
Nazarenko A.L., Brinkvirt A.T., Boikova N.V. Connecting cultures, languages and students through teletandem: building bridges to enhance learning and understanding // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 2. С. 9–18.
O’Dowd R. From telecollaboration to virtual exchange: state-of-the-art and the role of UNICollaboration in moving forward // Journal of Virtual Exchange. 2018. № 1, 1-23. Research-publishing.net. URL: https://doi.org/10.14705/rpnet.2018.jve.1 (дата обращения: 01.11.2020).
O’Rourke B. Models of telecollaboration (1): E(tandem) // Online intercultural exchange: an introduction for foreign language teachers. 2007. P. 41–62. Multilingual Matters.
Vassallo M.L., Telles J.A. Foreign language learning in-tandem: Theoretical principles and research perspectives // The ESPecialist. 2006. № 25(1). Р. 1–37.