eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Грамматическая метафора в научных текстах как источник развития современного английского языка (на материале публикаций о COVID-19)

Грамматическая метафора в научных текстах как источник развития современного английского языка (на материале публикаций о COVID-19)

Дата публикации в журнале: 30.06.2021

Ключевые слова: грамматическая метафора; сложные существительные; развитие английского языка; научный стиль речи; номинализация; COVID-19

Для цитирования статьи

Кочетова М.Г. Грамматическая метафора в научных текстах как источник развития современного английского языка (на материале публикаций о COVID-19). // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. c.117-125

Номер 2, 2021

Аннотация

Статья посвящена роли грамматики в образовании новых понятий и терминов. На материале англоязычных публикаций в ведущих научных журналах за 2020 г. показано, что английский язык научного стиля речи отличается от бытового английского наличием большого количества грамматических метафор, придающих тексту дополнительную убедительность и фундаментальность и используемых в качестве терминов, в том числе новых. В статье приводится определение грамматической метафоры, анализируется ее место в предложении и объясняются причины ее употребления. Грамматическая метафора вызывает трансформацию предложения, сохраняя при этом его лексическую составляющую; она позволяет кратко, но емко сформулировать его основной тезис. С развитием науки и появлением в 2020 г. новых фактов, связанных с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией, появилось множество научных публикаций на эту тему, содержащих новые термины и понятия. Для придания дополнительной убедительности своим статьям в СМИ журналисты используют в них эти новые лексико-грамматические формы, заимствованные из научных публикаций, таким образом вводя их в широкое употребление и открывая новые возможности для развития современного английского языка.

Литература

  1. Аксенова Н.В., Осокина Н.Ю. Об оценочности грамматической метафоры на основе интенционального семантического сдвига с глаголом to feel (внутреннее ощущение — внешние признаки) // Язык и культура в билингвальном образовательном пространстве. Материалы III международной научно-практической конференции. Псков, 2017. С. 5–9.

  2. Власова Ю.Н. Стилистические возможности категории рода и грамматическая метафора // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. 2011. № 12 (107). Вып. 10. С. 105–110.

  3. Глинская Н.П., Черезова Т.Л. Современная медицинская терминология в свете глобализации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 3. С. 28–33.

  4. Пантелеев А.Ф. Грамматическая метафора в художественном тексте // Современный русский язык: система языка, речь, общение. Монография. Ростов н/Д., 2010.

  5. Шендельс Е.И. Грамматическая метафора // Филологические науки. 1972. № 3. C. 48-57

  6. Dudley-Evans T., John M.J. Developments in English for specific purposes. A multidisciplinary approach. Cambridge, 1998.

  7. Halliday M.A.C. The language of science. Continuum. L.; N.Y., 2004.

  8. Halliday M.A.C. Halliday’s Introduction to functional grammar. L.; N.Y., 2014.

  9. Hassan A.O. et al. A SARS-CoV-2 infection model in mice demonstrates protection by neutralizing antibodies // Cell. 2020. Vol. 182. № 3. P. 744–753.

  10. Hoffman et al. SARS-CoV-2 cell entry depends on ACE2 and TMPRSS2 and is blocked by clinically proven protease inhibitor // Cell. 2020. Vol. 181. № 2. Р. 271–280.

  11. Korber B., et al. Tracking changes in SARS-CoV-2 Spike: evidence that D614G increases infectivity of the COVID-19 virus // Cell. 2020. Vol. 182. № 4. P. 812–827.

  12. Parkinson J. Acquiring scientific literacy through content and genre: a theme-based language course for science students // English for specific purposes. 2000. № 19. Р. 369–387.

  13. Sette A., Crotty S. Pre-existing immunity to SARS-CoV-2: the knowns and unknowns // Nature Reviews Immunology. 2020. № 20. P. 457–458.

  14. Stelzig K.E. et al. Estrogen regulates the expression of SARS-СоV-2 receptor ACE2 in differentiated airway epithelial cells // Lung cellular and molecular physiology. 2020. Vol. 318. № 6. P. L1280–L1281.

  15. Tavernier M. Grammatical metaphors in English // Moderna Sprak. 2004. Vol. 98. № 1. P. 17–26.

  16. Weavers H., Martin P. The cell biology of inflammation: From common traits to remarkable immunological adaptations // Journal of cell biology. 2020. Vol. 219. № 7. URL: https://doi.org/10.1083/jcb.202004003 (accessed: 01.08.2020).