eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Проблема русификации коренных народов Сибири в православной миссионерской публицистике второй половины XIX в.

Проблема русификации коренных народов Сибири в православной миссионерской публицистике второй половины XIX в.

Поступила: 11.04.2022

Принята к публикации: 18.05.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: русификация; православная миссия; Российская империя; нациестроительство; Вениамин (Благонравов); церковная периодика

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-2022-4-172-183

Для цитирования статьи

Карташева Н.В. Проблема русификации коренных народов Сибири в православной миссионерской публицистике второй половины XIX в.. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. c.172-183

Номер 4, 2022

Аннотация

Во второй половине XIX в. в Российской империи активно развивался процесс нациестроительства. Важной частью этого процесса были различные формы ассимиляции этнических меньшинств, определяемые понятием «русификация». Это понятие весьма неоднозначно трактуется в современных социокультурных и исторических исследованиях. В качестве конструктивного выхода из сложившейся ситуации предлагается проводить ситуационный анализ процесса русификации, конкретизирующий условия и акторов межкультурного взаимодействия [Миллер, 2010]. В статье рассматривается отношение видных представителей Забайкальской и Алтайской миссии к русификаторским аспектам христианизации. Особое внимание уделяется позиции забайкальского миссионера Вениамина (Благонравова), считавшего «обрусение» необходимым условием успешности проповеди христианства. В отличие от западных окраин империи, где процесс русификации получил отчетливое политико-правовое выражение, в Сибири русификация в большинстве случаев происходила как стихийный процесс, осуществляющийся в ходе взаимодействия коренного населения с различными социальными группами русских (крестьянами, промысловиками, чиновниками, ссыльными). Одними из значимых проводников русского языка и культуры в регионе были миссионеры. При этом условия взаимодействия миссионеров и коренного населения отличались в разных сибирских областях. В статье отмечены разногласия в понимании миссионерами необходимости русификации в процессе христианизации местного населения, отмечены факторы, влияющие на трактовку задач и методов миссионерской деятельности, в частности, специфика локальной культурной ситуации, степень социальной организации автохтонного населения и особенности его традиционных верований.

Литература

  1. Верт П. Православие, инославие, иноверие: очерки по истории религиозного разнообразия Российской империи. М., 2012.

  2. Джераси Р. Окно на Восток: Империя, ориентализм, нация и религия в России. М., 2013.

  3. Долбилов М. Русский край, чужая вера: Этноконфессиональная политика империи в Литве и Белоруссии при Александре II. М., 2010.

  4. Земскова Е. Круглый стол «Национализм в имперской России: идеологические модели и дискурсивные практики» // НЛО. 2002. № 57. С. 426–430.

  5. Колесова Е.В. Просветительская политика казанских православных миссионеров в XIX веке // Запад-Восток. 2012. № 4–5. С. 23–32.

  6. Крот М.Н., Дмитриева Н.В. Русификация — pro et contra: полемика в русской консервативной мысли конца XIX века // Былые годы. 2018. Vol. 47. Is. 1. Р. 360–369.

  7. Миллер А. Империя Романовых и национализм: Эссе по методологии исторического исследования. М., 2010.

  8. Миллер А. Русификации: классифицировать и понять // Ab Imperio. 2002. № 2. С. 133–148.

  9. Пулькин М.В. Три облика русификации в Карелии // Вестник Евразии. 2005. № 3 (29). С. 107–125.

  10. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX в. СПб., 1901.

  11. Софронов В.Ю. Государственное законодательство России по конфессиональным вопросам и православное миссионерство в конце XVII — начале XX в. // Известия Алтайского государственного университета. 2007. С. 138–144.