eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Ценностно-ориентированное языковое образование в современном мире: актуальные проблемы и спорные вопросы лингводидактики российской высшей школы

Ценностно-ориентированное языковое образование в современном мире: актуальные проблемы и спорные вопросы лингводидактики российской высшей школы

Поступила: 06.04.2022

Принята к публикации: 18.05.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: высшая школа; лингводидактика; ценностно-ориентированное языковое образование; ценностно-ориентационное единство; трансдисциплинарная гуманитарная кооперация

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-2022-4-136-148

Для цитирования статьи

Сафонова В.В. Ценностно-ориентированное языковое образование в современном мире: актуальные проблемы и спорные вопросы лингводидактики российской высшей школы. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. c.136-148

Номер 4, 2022

Аннотация

В статье критически осмысливаются перспективы развития ценностно-ориентированного коммуникативного образования студентов средствами со-изучаемых языков, смоделированного с учетом социокультурного контекста бытия человека в пост-глобальном мире, отягощенном геополитическим противостоянием, политико-экономическими и культурно-языковыми конфликтами, прокси-войнами, атаками фейковой информации на мировидение индивида. В ней раскрываются трансдисциплинарные основы реализации аксиологического подхода к со-изучению языков и культур в университете, исходя из анализа результатов гуманитарных исследований и дидактического прочтения проектов документов о политике России по сохранению и укреплению ее традиционных духовно-нравственных ценностей. В статье обсуждается суть и дидактическое назначение проблемно-ориентированной образовательной среды (как при освоении студентами университет- ских курсов, так и во время внеаудиторного научного и научно-просветительского их сотрудничества с преподавателями при обращении к социально-заостренным проблемам современной жизни и при погружении в научное творчество в инновационных областях научного знания). Внимание читателя также привлекается к способам создания ценностно-маркированной научно-исследовательской культурной среды, способствующей, по мнению автора, компетентностному развитию студентов как проводников диалога культур и цивилизаций в их профессиональной и общественной деятельности, способных сохранять национальное и мировое культурное наследие и противостоять современному культурному вандализму, культурному империализму и культуре запрета, где бы они с этим не столкнулись.

Литература

  1. Аксиология иноязычного образования. Вып. 2. Кн. 2: Аксиологические аспекты иноязычной подготовки в вузе / Отв. за вып. А.К. Крупченко, А.Н. Кузнецов. М., 2015.

  2. Булатова Н.Д. Традиции ц ценностно-ориентированного воспитания личности в педагогической системе Ю.А. Стрельцова // Вестник Московского государственного университета культуры   и   искусств.   2008.   Сентябрь–октябрь. С. 144–149.

  3. Гостенина В.И., Лупенкова Е.Ю. Ценностные ориентиры и социальные факторы реформирования российской высшей школы // Среднерусский вестник общественных наук. Социология и жизнь. 2010. № 4. С. 43–48.

  4. Корж Н.В., Щанина Е.В. Сравнительная характеристика ценностных ориентаций разных поколений россиян // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 1 (37). С. 143–152.

  5. Кузьменко Г.Н. Философия и методология науки. М., 2017.

  6. Маслов С.И., Маслов Т.А. Аксиологический подход в педагогике // Известия Тульского государственного университета. 2013. № 3–2. С. 202–212.

  7. Медведева С.А. Реализация аксиологического подхода в системе высшего образования // Высшая школа сегодня. 2013. № 11. С. 61–63.

  8. Медведева С.А. Модель формирования ценностных доминант межкультурного общения // Брянской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 4(62). С. 67–72.

  9. Молчанова Г.Г. Когнитивная лингвоэкология и лингвотоксичность: как защитить язык от человека // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. С. 7–14.

  10. Молчанова Г.Г. Генеральная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 9–16.

  11. 11. Сафонова В.В. Социокультурный контекст перестройки гуманитарного образования в условиях глобальных геополитических противостояний в XXI веке // Коммуникативные модусы (коды) как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения Материалы междисциплинарной научной конференции   27–28   мая 2021 г. М., 2021. С. 38–48.

  12. Синельников А.Б. Ценностные ориентации российской и европейской молодежи // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2011. № 1. С. 145–158.

  13. Старикова Л.Д. История педагогики и философия образования: учебник и практикум для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М., 2019. Электронный ресурс: текст // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. URL: https://urait.ru/bcode/434154 (дата обращения: 22.06.2022).

  14. Шаров К.С. Перевернутые ценности современной реальности и государство // Ценности и смыслы. 2009. № 2. С. 16–26.

  15. Ягубова С.Я. Типологизация ценностей: социально-философский анализ // Социальная психология. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologizatsiya-tsennostey-sotsialno-filosofskiy-analiz (дата обращения: 19.06.22).

  16. Ядова М.А. Современное и традиционное в ценностях постсоветской молодежи // Социологические исследования. 2012. № 1. С. 114–125.