eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Лексикографическая кодификация и семантизация лингводидактических терминов

Лексикографическая кодификация и семантизация лингводидактических терминов

Поступила: 08.04.2022

Принята к публикации: 18.05.2022

Дата публикации в журнале: 31.12.2022

Ключевые слова: лингводидактический термин; терминофиксирующий текст; словарь; кодификация; семантизация термина

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-2022-4-120-130

Для цитирования статьи

Едличко А.И. Лексикографическая кодификация и семантизация лингводидактических терминов. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. c.120-130

Номер 4, 2022

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы кодификации и семантизации терминов лингводидактики в терминофиксирующих текстах, т.е. в статьях специализированных словарей и справочников. Также дается краткая информация о других типах текстов, в которых функционируют такие термины — терминосоздающих и терминоиспользующих. Описывается ряд ключевых признаков лингводидактического термина — междисциплинарность, социальная детерминированность и др. Выявляются требования, выдвигаемые к терминографической семантизации, параметры представления терминов в статьях одно- и двуязычных справочных изданий, а также виды дефиниций в терминофиксирующих текстах. Подробно анализируется макро- и микроструктура нового переводного двуязычного словаря справочного типа к инновационной программе Гете-Института для учителей «Учимся обучать немецкому» (нем. Deutsch Lehren Lernen), выпущенного в издательстве Московского университета в 2022 г. Приводится общая информация о корпусе справочника, тематике кодифицированных терминов и их формальных особенностях, а также специфике структуры и содержания словарных статей. Выявляются принципы, принимаемые во внимание при описании понятия. В качестве важных терминографических дефиниционных признаков определяются не только вербальные, но и невербальные составляющие, с помощью которых осуществляется репрезентация содержания терминов в текстах вторичной сферы использования лингводидактических терминов с целью лучшего понимания термина пользователем словаря.

Литература

  1. Даниленко В.П. Лексико-семантические и грамматические особенности терминов // Исследования по русской терминологии / Отв. ред. В.П. Даниленко. М., 1971. С. 7–67.

  2. Едличко А.И., Захарова О.Л. Предисловие // Терминологический справочник к программе «Учимся обучать немецкому» = Fachlexikon zu DLL — Deutsch Lehren Lernen / Под ред. А.И. Едличко и О.Л. Захаровой. М., 2022. С. 7–9.

  3. Едличко А.И., Мишнова А.В. Термины лингводидактики: функциональный аспект и способы фиксации // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Серия «Лингвистика». 2019. № 6. С. 15–26.

  4. Золотухин Д.С. Эволюция лингвистической терминосистемы Фердинанда де Соссюра: лексико-семантический аспект. М., 2018.

  5. Комарова З.И. Метаязыковой текст словарной дефиниции в коммуникативном аспекте // Художественный текст: структура, семантика, прагматика / Под ред. Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарина. Екатеринбург, 1997. С. 51–65.

  6. Лейчик В.М. Терминоведение: предмет, методы, структура. 2-е изд. М., 2006.

  7. Ловцевич Г.Н., Трифонов А.С. Дефиниция термина в рамках традиционного и социокогнитивного подходов в терминоведении // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2016. № 2(1). С. 50–62.

  8. Потапова Р.К. Речь: коммуникация, информация, кибернетика. 2-е изд., доп. М., 2001.