eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Генерационная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения?

Генерационная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения?

Дата публикации в журнале: 30.06.2021

Ключевые слова: поколение; бэби-бумеры; миллениалы; сентениалы; айдженеры (I-Gens); интернет-поколение

Для цитирования статьи

Молчанова Г.Г. Генерационная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения?. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. c.9-16

Номер 2, 2021

Аннотация

Современный этап развития общества и науки справедливо, хотя и с некоторым опозданием, знаменуется переходом к новой парадигме знания в лингвистике и межкультурной коммуникации, в социокультурных штудиях, интерес к которым все больше возрастает. В рамках и вслед за прагматическим и когнитивным направлениями возникает и развивается тенденция к формированию новой парадигмы, а именно поликодовости (мультимодальности, полимодусности, мультимедиальности) коммуникации, особенно межкультурной. Когнитивные механизмы вербалики и невербалики исследуются в качестве эффективного поликодового механизма межкультурного общения, вовлекающего, помимо вербального, другие коммуникативные коды и каналы, захватывающие такие типы знания, как визуальное, аудиальное, синестетическое и др. В настоящей статье в качестве эффективного механизма коммуникации исследуется такой вид когнитивного знания, как генерационная поликодовость коммуникации, изучающая роль поколенческой компоненты в общении и ее воздействие на социум. Статья не ставит целью представить критический анализ происходящего и высказаться о перспективах представителей современной молодежи. Цель — сопоставить их повседневное коммуникативное существование и поведенческие лингвокультурные паттерны, сравнив с другими российскими поколениями, т.е. по вертикали, с одной стороны, а с другой — провести такое же сопоставление их с современными американскими сверстниками по горизонтальной траектории. С методологической точки зрения эта задача не представляется тривиальной, поскольку отягощена дополнительными сложностями в виде существующей путаницы названий поколений в разных социокультурах: поколение Х, поколение Y, поколение Z, миллениалы, сентениалы, айдженеры (I-Gens), поколение Интернета.

Литература

  1. Власов В., Лукина Н. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. СПб., 2005.

  2. Ортега-и-Гассет Х. Вокруг Галилея // Избр. тр. М., 2000.

  3. Радаев В. Миллениалы. Как меняется российское общество. М., 2019.

  4. Твенге Джин М. Поколение I. Почему поколение Интернета утратило бунтарский дух, стало более толерантным, менее счастливым и абсолютно не готовым к взрослой жизни. М., 2019.

  5. Тойнби А. Постижение истории. Минск, 2010.

  6. Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм СМИ. М., 1997.

  7. Jones G.L. Strauss, William and Neil Howe ‘Generations: The History of America’s Future, 1584–2069’ (Book Review) // Perspectives on Political Science. 1992. № 21 (4): 218.