Дата публикации в журнале: 30.09.2021
Ключевые слова: компетентностный подход; коммуникативно-прагматическая компетенция; китайский язык как иностранный
Джабер М.Х. Методическое сопровождение курса китайского языка как второго иностранного для обучения студентов по направлению 45.03.02 «Лингвистика». // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 3. c.204-213
Данная статья представляет собой обобщение опыта преподавания китайского языка как второго иностранного студентам-бакалаврам I–III курсов отделения лингвистики и межкультурной коммуникации, обучающихся по направлению 45.03.02 «Лингвистика» на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова. В статье интерпретируются результаты социологического опроса студентов о трудностях овладения китайским языком как вторым иностранным. Возникшие трудности лежат в плоскости овладения студентами коммуникативно-прагматической компетенцией и в меньшей степени – лингвистической компетенции. В работе приводятся результаты критериального анализа учебных пособий, использующихся при обучении китайскому языку как первому иностранному в вузах России; анализ выполнен в рамках компетентностного подхода. В работе также предлагаются пути решения трудностей, выявленных в результате соцопроса, апробированные на занятиях со студентами I и III курсов отделения лингвистики и межкультурной коммуникации в 2020/2021 учебном году, которые легли в основу разработки практических заданий, направленных на формирование коммуникативно-речевой компетенции.
Демина Н.А. Методика преподавания практического китайского языка. 2-е изд., испр. и доп. М., 2006.
Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. 2-е изд., доп., испр. и перераб. М., 2000.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
Кочергин И.В. Очерки методики обучения китайскому языку. Научное издание. М., 2000.
Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. 214 с.
Пассов Е.И. Основы коммуникативной теории и технологии иноязычного образования. М., 2010.
Сафонова В.В., Максимова Л.И., Мещанова Н.Ф. Основные методические категории и понятия. Методы исследования в языковой педагогике. М., 2008.
Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. М., 2004.
Сафонова В.В. Интернет-ориентированная методика обучения межкультурному общению на иностранных языках: проблемы и перспективы развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникации. 2015. № 2. С. 104–113.
Миньяр-Белоручев Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. М., 1996. URL: https://lehrerraum.files.wordpress.com/2011/04/d0bcd0b8d0bdd18cd18fd180-d0b1d0b5d0bbd0bed180d183d187d... (дата обращения: 20.08.2021).
Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр. яз.», 2-е изд., дораб. М., 1986. URL: https://lehrerraum.files.wordpress.com/2011/04/d188d0b0d182d0b8d0bbd0bed0b2_86.pdf (дата обращения: 26.08.2021).
Бочкарева А.Г. Интеграция научно-методической работы и системы повышения квалификации преподавателей высшей школы через систему научно-практических конференций // Актуальные вопросы методики преподавания китайского языка: Сборник методических материалов. Владивосток, 2010. URL: https://confucius.dvfu.ru/files/upfiles/izdaniya/Aktualnie_voprosi_metodiki.pdf (дата обращения: 11.03.2021).
Лебедева Н.А. Некоторые особенности преподавания китайского языка как второго иностранного // Известия Восточного института. 2015. № 2 (26). URL: file:///C:/Users/DEANOF~1/AppData/Local/Temp/nekotorye-osobennosti-prepodavaniya-kitayskogo-yazyka-kak-vtorogo-inostrannogo.pdf (дата обращения: 10.03.2021).
Семенова Т.М. Обзор исследований в области методики преподавания китайского языка // Молодой ученый. 2012. № 12. URL: https://moluch.ru/archive/47/5894/ (дата обращения: 07.03.2021).
CEFR – Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Companion volume // Council of Europe, April 2020. URL: https://rm.coe.int/common-european-framework-of-reference-for-languages-learning-teaching/16809ea0d4 (дата обращения: 07.03.2021).