eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Особенности репрезентации концепта Covid-19

Особенности репрезентации концепта Covid-19

Дата публикации в журнале: 31.12.2021

Ключевые слова: COVID-19; неологизм; концепт; языковая игра; глобальный концепт; «карантинный этикет»; каламбур; пародия; лексико-семантические поля

Для цитирования статьи

Ахренова Н.А. Особенности репрезентации концепта Covid-19. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 4. c.108-121

Номер 4, 2021

Аннотация

В статье рассматривается репрезентации глобального научно-обыденного концепта COVID-19. Описываются основания, которые позволяют исследователю считать медицинское понятие COVID-19 именно концептом. Автор подчеркивает чрезвычайно важную роль неологизмов, отражающих изменения в социально-экономической и политической сферах. К исследованию англоязычных источников, словарей, сообщений в социальных сетях был привлечен метод концептуального анализа материала. Методы когнитивной лингвистики, лингвопрагматики, семантического анализа способствуют установлению связей языка, мышления и мировосприятия, осмыслению сложившихся социально-экономической и политической реальностей, дают возможность проследить реализацию новых смыслов в языке. Применение упомянутых выше методов к исследуемому материалу позволило выделить цветовые доминанты, характерные для исследуемого концепта, вербальные и невербальные средства отражении концепта COVID-19, в рамках полевой методики анализа языка выделить ключевые неологизмы, описывающие концепт.

Литература

  1. Ахренова Н.А. Доминанты современной интернет-лингвистики: Дисс. … докт. филол. наук. М., 2019.

  2. Ахренова Н.А. Невербальная презентация концепта COVID-19 в интернет-пространстве // Иностранные языки в высшей школе. 2021. № 1 (56). С. 5–14.

  3. Александрова О.В. Формирование концептуальной картины мира на основании изучения лексико-грамматической системы языка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2014. № 3. C. 19–27.

  4. Вишнякова О.Д. Языковой знак в референциальном поле культурной памяти социума // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 50–66.

  5. Вишнякова О.Д. Язык и концептуальное пространство (на материале современного английского языка). М., 2002.

  6. Воркачев С.Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии // Вопросы языкознания. 1997. № 4. С. 115–124.

  7. Добросклонская Т.Г. Вопросы изучения медиатекстов. Опыт исследования современной английской речи. М., 2005.

  8. Живов В.М. Язык и революция. Размышелния над старой книгой А.М. Селищева. 2005. Электронный ресурс. URL: https://magazines.gorky.media/oz/2005/2/yazyk-i-revolyucziya-razmyshleniya-nad-staroj-knigoj-a-m-sel... (дата обращения: 01.06.2021).

  9. Карасик В.И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград, 2001. С. 3–16.

  10. Красавский Н.А. Эмоциональные концепты в немецкой и русской лингвокультурах: Монография. Волгоград, 2001. С. 40–59.

  11. Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. М., 1998.

  12. Кронгауз М.А., Пиперский А. Просветитель. Online. Карантинные диалоги #1. Электронный ресурс. URL: https://www.youtube.com/watch?v=qXNpU1yYfkk (дата обращения: 01.06.2021).

  13. Максименко О.И. Вариативность представления интернет-аббревиатур и проблема их интерпретации (на примере английского, немецкого и французского языков) // Вариативность и вариантность в германских и романских языках: типологические, региональные и социальные измерения: коллективная моно- графия / Отв. ред. Т.В. Писанова. М., 2018. Разд. VII. С. 230–245.

  14. Мальковская И.А. Визуальная культура: проблемы самоидентичности // Гуманитарные науки: теория и методология. 2008. № 4. С. 46.

  15. Падучева Е.В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004.

  16. Тер-Минасова С.Г. Язык, личность, Интернет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2000. № 4. C. 35.

  17. Jenks Ch. Visual Culture // Routledge. L., 1995.