eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Дискурс власти в современном мире: социально-ориентированная коммуникация испанской монархии

Дискурс власти в современном мире: социально-ориентированная коммуникация испанской монархии

Дата публикации в журнале: 31.12.2021

Ключевые слова: властный дискурс; социально-ориентированная коммуникация; идеологемы современного периода; публичное выступление; испанская монархия; Филипп VI

Для цитирования статьи

Раевская М.М. Дискурс власти в современном мире: социально-ориентированная коммуникация испанской монархии. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 4. c.93-107

Номер 4, 2021

Аннотация

В рамках институциональной политической коммуникации дискурс монарха, являющийся по своей сути лингвосоциальной категорией, выступает как важнейшая разновидность общественно-политического взаимодействия между различными социальными стратами, направленная на его регулирование и достижение согласия всех его участников: по причине общей тенденции по демократизации социальных отношений в рамках современного постиндустриального общества в его текстах в обязательном порядке присутствует социальная составляющая, которая отражает исторический контекст бытования страны. Материалом исследования являются тексты формирующих корпус институциональной коммуникации публичных выступлений испанского монарха Филиппа VI, опубликованные на сайте Испанского Королевского дома в 2020–2021 гг. В статье рассматриваются относящиеся к значимым категориям социально-ориентированного дискурса главы государства средства идеологического (идеологемы) и эмоционального (маркеры социальной эмпатии) воздействия, а также проанализированы формы, использующиеся в целях достижения максимального психологического созвучия с национальной аудиторией. В результате исследования сделан вывод о том, что последние два года, отмеченные глобальными вызовами для всего человечества (пандемия коронавируса, климатические изменения), коммуникацию Филиппа VI можно назвать в полной мере социально-ориентированным дискурсом, который имеет определенный набор идеологических и формальных средств, подчиненных данной задаче.

Литература

  1. Алексеева Т.А. Институт главы государства в Испании: формирование и эволюция доктрины в национальном правоведении // Вестник РУДН. Сер. Юридические науки. 2017. № 21 (2). C. 173–199.

  2. Ван Дейк Т.А. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. М., 2013. С. 337.

  3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 424–473.

  4. Лухина Е.В. Социально-ориентированный дискурс в лингвопрагматическом освещении (на материале современного американского варианта английского языка): Автореф. дисс канд. филол. наук. М., 2011. С. 22.

  5. Раевская М.М. Базовые символы национального самоопределения в испанской лингвокультуре (исторический ракурс) // Вестн. Моск. ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 4. С. 67–76.

  6. Раевская М.М., Селиванова И.В. Рождественские речи испанских монархов как ритуальный жанр институционального дискурса в сопоставительном аспекте // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020а. Т. 18. № 1. С. 57–70.

  7. Раевская М.М., Селиванова И.В. Прагматический потенциал метафоры в публичном выступлении (на материале Рождественских речей испанского монарха Хуана Карлоса I) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020б. № 4. С. 67–76.

  8. Согомонян В.Э. Что такое дискурс власти? // 21-й век. 2012. № 1 (21). С. 34–51.

  9. Тихонов А.А. Дискурс власти и власть дискурса в информационном обществе // Коммуникации и общество. 2013. № 7. С. 54–58.

  10. García-Ramos A. Los Mensajes Navideños de la Monarquía Española en el siglo XXI: ¿Un reflejo de los principales problemas del país // SOCIOLOGIADOS. Revista de Investigación Social. 2016. Vol. 1. № 2. Р. 15–50.

  11. Gaspar A. e Ibeas N. El discurso institucional en tiempos de crisis: análisis del Mensaje de Navidad de su Majestad el Rey // ZER, Revista de estudios de Comunicación. 2015. Vol. 20. № 38. Р. 31–48.

  12. Medina Lopez J. Discurso institucional e imagen en los mensajes de Navidad del rey de España (1975–2013) // Pragmática Sociocultural. 2016. № 4 (1). Р. 25–73.

  13. Prego Vázquez G. Los recursos interaccionales del poder como mecanismos de negociación de indentidades profesionales // Revista Internacional de Lingüística Iberoamericana. 2007. Vol. 5. № 1(9). Р. 111–124.

  14. Ventero Velasco M. Los mensajes de Navidad del Rey. Madrid, 2010.