eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Российский паблик-арт: актуальные практики и тренды

Российский паблик-арт: актуальные практики и тренды

Поступила: 02.09.2021

Принята к публикации: 27.09.2021

Дата публикации в журнале: 31.03.2022

Ключевые слова: паблик-арт; стрит-арт; арткластеры; городская артсреда; оробщественное пространство; цифровые артпрактики; художественные комьюнити; творческий и культурный капитал

Для цитирования статьи

Карцева Е.А., Шлыкова О.В. Российский паблик-арт: актуальные практики и тренды. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 1. c.169–181

Номер 1, 2022

Аннотация

Статья посвящена специфическим особенностям российского паблик-арта – феномену современного искусства, получившему распространение с 2000-х годов, но по-прежнему недостаточно исследованному в рос- сийском академическом сообществе. Предпринята попытка обобщить работы отечественных экспертов, обозначающих поворот от одномерной характеристики паблик-арта к его многомерной сущности, к вееру интерпретаций, рождению новых концептов, свидетельствующих о понятийных сдвигах и культурных трансформациях прикладных разработок паблик-арта. Рассмотрены актуальные тренды российского паблик-арта: поворот чиновников и жителей городов к паблик-арту как инструменту развития территории; востребованность в развитии городского пространства и культурного ландшафта средствами фестивально-биеннального движения и артрезиденций на территории России, влияние цифровой культуры и пандемийной изоляции на трансформации паблик-арта и др. Сделан акцент на компетенциях, необходимых профессионалам для работы в паблик-арте, а также перспективах данной практики в России. Авторы заключают, что развитие современного искусства в ближайшем будущем движется к расцвету социально ангажированных практик. Темы, волнующие артсообщество, – инклюзия, социальные и политические проблемы, постколониальный дискурс, где искусство, как форма коллективного общественного высказывания и результат групповой деятельности, приходят на смену индивидуалистской логике.

Литература

  1. Аллахвердиева Н. Паблик-арт – это перепланировка реальности // Искусство. 2012. № 3 (582). URL: https://izmajlovskij.ru/sadovyjj-instrument/nailya-allahverdieva-pablik-art-eto-pereplanirovka-realn... (дата обращения: 01.07.2021).

  2. Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве // Художественный журнал. 2005. № 58–59. URL: http://xz.gif.ru/numbers/58-59/povorot (дата обращения: 15.02.2020).

  3. Вешнев В.П., Ткач Д.Г. Современный российский стрит-арт: становление и развитие // Вестник славянских культур. 2021. Т. 59. С. 343–351.

  4. Грибова К.Л. Города и городское пространство в эпоху дигитализации // Культура коммуникаций в условиях цифровой и социокультурной глобализации: глобальный и региональный аспекты: Материалы Междунар. науч.-практ.конф. 22.12.2017 / Высшая школа экономики, Научно-исследовательский университет: Изд-во АПК и ППРО, 2017. С. 25–27.

  5. Доклад о лучших муниципальных практиках участия в реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей национальных проектов и результатов их реализации. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/cef4c87efa4337b5778a0b0f1c7d77cf/doklad.pdf (дата обращения: 01.07.2021).

  6. Замятин Д.Н. Постурбанизм и Холод: Геокультурные образы и репрезентации культурных ландшафтов северных и арктических городов // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2020. № 4 (51). С. 218–227.

  7. Карцева Е.А., Звягинцева М.Л. Паблик-арт: терминологические подходы и критерии идентификации / Е.А. Карцева, М.Л. Звягинцева // Артикульт. 2020. № 37(1). С. 58–73.

  8. Квон М. Паблик-арт как публичность: [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2013. № 89. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/8/article/80 (дата обращения: 15.07. 2021).

  9. Литовко А.В. Концепция наполняемости городского пространства элементами паблик-арта // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сб. статей XXV Междунар. науч.-практ. конф.: В 2 ч. Ч. 1 / Южный федеральный ун-т. Пенза, 2019. С. 311–314.

  10. Манович Л. Теории софт-культуры. Н. Новгород, 2017.

  11. Пол Кристиана. Цифровое искусство. М., 2017.

  12. Расширение пространства: художественные практики в городской среде: В 2 т. М., 2018.

  13. Сидельникова Е.С., Береговая О.В. Паблик-арт как феномен современного искусства // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусства и дизайна / Уральский гос. архитектурно-художественный университет. 2020. № 2. С. 5–11.

  14. Трубина Е. Город: стратегии и тактики: [Электронный ресурс] // Художественный журнал. 2013. № 89. URL: http://moscowartmagazine.com/issue/8/article/80 (дата обращения: 15.07.2021).

  15. Шлыкова О.В. Цифровой ландшафт культуры Севера: в поисках ценностных смыслов // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: Сб. материалов. Томск, 6–9 июля 2021 г. / Отв. ред. И.В. Нам. М.; Томск, 2021. С. 576.

  16. Шугуров П.Е. Социокультурная динамика городского искусства в России на примере г. Владивостока: Автореф. дисс. … канд. искусствовед. Владивосток, 2019.

  17. Cher Kraus Knight Public Art Theory, Practice, and Populism Wiley-Blackwell, 2008.

  18. Muzykant V., Shlykova O. Media Competences as the Keystone of Electronic Culture and Contemporary Education // Media Education (Mediaobrazovanie). 2019. № 59 (1). P. 105–115.

  19. Lacy S. Mapping The Terrain: New Genre Public Art Bay Press, 1995. URL: Monoscop.org https://monoskop.org/images/7/7c/Lacy_Suzanne_ed_Mapping_the_Terrain_New_Genre_Public_Art_1995.pdf (дата обращения: 15.07.2021).

  20. Finkelpearl Tom Dialogues in Public Art Cambridge, 2000.

  21. Эстетика стрит-арта: сборник статей /ФГБОУ ВО «Санкт-Петерб. гос.ун-т промышленных технологий и дизайна»; под общ. ред. К.А. Куксо. СПб., 2018. 96 с.