eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Имя собственное как инструмент усиления комического эффекта в театральном дискурсе

Имя собственное как инструмент усиления комического эффекта в театральном дискурсе

Поступила: 10.08.2021

Принята к публикации: 27.09.2021

Дата публикации в журнале: 31.03.2022

Ключевые слова: оним; театральный дискурс; теории вербального юмора; теория несоответствия; «говорящие» имена

Для цитирования статьи

Манченкова А.И. Имя собственное как инструмент усиления комического эффекта в театральном дискурсе. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 1. c.125–131

Номер 1, 2022

Аннотация

Цель настоящего исследования – определить особенности функционирования имени собственного в либретто комических опер. Базируясь на функциональном подходе к изучению онимов, представляется возможным выдвинуть предположение о том, что имя собственное способно выполнять функцию усиления комического эффекта. Данное исследование принимает во внимание существующие теории вербального юмора для определения механизма функционирования онимов с ярко выраженной юмористической составляющей. Научная новизна заключается в рассмотрении имени собственного именно в театральном дискурсе. Исследование онимов как механизма создания комического эффекта чаще всего базируется на анализе произведений художественной литературы. Тексты либретто, используемые в музыкальном театре, до сих пор оставались в стороне. В результате анализа онимов в либретто оперы Уильяма Гилберта и Артура Салливана «Феспис» было выявлено, что они способны усиливать создаваемый в рамках театральной постановки комический эффект, идя по пути «несоответствия», которое является ключевым компонентом теорий вербального юмора. Кроме того, «говорящие» имена, встречающиеся в тексте оперы, также могут создавать комический эффект при помещении их в соответствующий контекст.

Литература

  1. Робустова В.В. Роль непрямой номинации в коммуникативном пространстве // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4. С. 91–100.

  2. Суперанская А.В. Общая теория имени собственного. М., 1973.

  3. Суперанская А.В., Сталтмане В.Э., Подольская Н.В., Султанов А.Х. Теория и методика ономастических исследований / Отв. ред. А.П. Непокупный. 2-е изд. М., 2007.

  4. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. Л., 1990.

  5. Complete Works of Gilbert and Sullivan (Illustrated) (Delphi Series Eight Book 7). Delphi Classics, 2017.

  6. Delahunty A., Dignen S., Stock P. The Oxford Dictionary of Allusions. Oxford, 2001.

  7. Krikmann A. Contemporary Linguistic Theories of Humour // Folklore: Electronic Journal of Folklore. 2006. С. 33–58. URL: https://www.folklore.ee/folklore/vol33/kriku.pdf (дата обращения: 30.04.2020).