eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Значение визуальных форм в творчестве А. Арто и С. Беккета

Значение визуальных форм в творчестве А. Арто и С. Беккета

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 01.02.2022

Принята к публикации: 18.05.2022

Дата публикации в журнале: 30.09.2022

Ключевые слова: театр модернизма; А. Арто; С. Беккет; живопись

Доступно в on-line версии с: 30.09.2022

Для цитирования статьи

Деревцова Е.Ю. Значение визуальных форм в творчестве А. Арто и С. Беккета. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. c.199-207

Номер 3, 2022

Аннотация

Задачей данной статьи является попытка указать на неразрывную связь модернистского театра (А. Арто, С. Беккет), с изобразительным искусством. Помимо того, что критические тексты указанных авторов изобилуют отсылками к различным художникам и их работам, интерес к изображению проявляется в широком использовании его форм в драматических постановках, что поднимает вопрос соотношения и взаимодействия вербального и визуального начал в театре модернизма. Картина создается в сценическом пространстве различными способами, одним из которых становится прием эксфрасиса, поэтического описания, в процессе которого изображение возникает одновременно как эстетический и литературный феномен. Размывание барьера между словом и объектом искусства позволяет автору, с одной стороны, подчеркнуть зыбкость и ненадежность их притязаний на отображение подлинной действительности, а с другой — определить эту пограничную область как единственно возможное пространство ее явления. В этом смысле модернистская драма предлагает зрителю радикальный опыт совмещения абстракции и ее непосредственного переживания, когда границы картины и особенности ее восприятия переосмысливаются и раскрываются в процессе спектакля, превращая сам театр в череду изображений.

Литература

  1. Анастасьева И.Л. Невербальная семиотика сценического искусства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 4. С. 88–96

  2. Арто А. Ван Гог. Самоубитый обществом. М., 2016.

  3. Арто А. Театр и его двойник. М., 2019.

  4. Беккет С. Театр. СПб., 1999.

  5. Беккет С. Осколки. М., 2009.

  6. Комков О.А. К вопросу о концептуальных основаниях теории культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 136–145.

  7. Klee P. Creative confession. L., 2013.