eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Проектирование цифрового учебника как инновационного средства обучения

Проектирование цифрового учебника как инновационного средства обучения

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 09.02.2022

Принята к публикации: 18.05.2022

Дата публикации в журнале: 30.09.2022

Ключевые слова: цифровой учебник; адаптивность обучения; электронные образовательные ресурсы; дистанционное обучение иностранным языкам

Доступно в on-line версии с: 30.09.2022

Для цитирования статьи

Титова С.В. Проектирование цифрового учебника как инновационного средства обучения. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. c.41-60

Номер 3, 2022

Аннотация

Данная статья посвящена вопросам проектирования и разработки инновационной версии цифрового учебника для обучения иностранным языкам. Основная сложность на данный момент заключается в создании и проектировании информационно-обучающей среды учебных заведений, которая предполагает наличие соответствующих онлайн-материалов, в частности, цифровых учебников, коренным образом отличающихся от тех, которые используются в традиционной форме образования. Только специально под- готовленные онлайн-материалы, требующие значительных интеллектуальных, временных и материальных вложений, способствуют преодолению многих трудностей и повышают эффективность процесса обучения и изучения иностранным языкам в дистанционной форме. В статье рассматриваются структура, общие принципы проектирования е-учебника, анализируются цифровые и педагогические технологии, наиболее часто используемые для создания данного цифрового средства обучения. Форма представления информации, учебное взаимодействие, форматы заданий, виды контроля и оценивания в цифровом учебнике коренным образом отличаются от печатных изданий, поэтому при проектировании цифрового учебника необходимо учитывать дидактико-методические; эргономические и программно-технические требования. Особое внимание уделяется дидактико-методическим принципам, определяющим качество и эффективность содержания обучения цифрового учебника. Разработанное согласно современным дидактико-методическим требованиям содержание обучения цифрового учебника позволит педагогу реализовывать личностно-ориентированный подход, обеспечивать индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучающийся, применять так называемую адаптивность средств обучения, что не- возможно при использовании печатного аналога.

Литература

  1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных и обучающих систем. М., 2003.

  2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 2002.

  3. Государственная программа РФ «Развитие образования» от 26 декабря 2017 года № 1642. URL: http://government.ru/rugovclassifi er/860/events/ (дата обращения: 08.02.2022).

  4. Кравцова О.А., Новиков Д.Н. Cовременный учебник иностранного языка: от бумажного к электронному // Вестник МГИМО-Университета. 2013. № 6 (33). С. 62–66. URL: https://doi.org/10.24833/2071-8160-2013-6-33-62-66 (дата обращения: 08.02.2022).

  5. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. СПб., 2006.

  6. Мильчин А.Э. Издательский словарь-справочник. М., 2003. URL: http://fi ndinfo.ru/doc/dictionary/publishing/fc/slovar-209-3.htm#zag-2052 (дата обращения: 08.02.2022).

  7. Орлова О.В., Титова В.Н. Геймификация как способ организации обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 60–64.

  8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.

  9. Приказ Минобрнауки России № 870 от 18 июля 2016. URL: https://lecta.rosuchebnik.ru/help/efu_diff (дата обращения: 08.02.2022).

  10. Титова С.В. Проблема адекватной визуализации информации в преподавании иностранных языков // Вестн. Моск. ун-та. Cер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2006. № 3. С. 11–22.

  11. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М., 2017.

  12. Титова С.В., Александрова К.В. Геймификация в обучении иностранным языкам: психолого-дидактический потенциал // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 135–153.

  13. Bikowski D., Casal J. E. Interactive digital textbooks and engagement: A learning strategies framework // Language Learning & Technology. 2018. № 22 (1). P. 119–136. URL: http://dx.doi.org/10125/44584 (дата обращения: 08.02.2022).

  14. Chou I. Reading for the purpose of responding to literature: EFL students’ perceptions of e-books // Computer Assisted Language Learning. 2016. № 29 (1). P. 1–20.

  15. Cope B., Kalantzis M. Multiliteracies: New Literacies, New Learning // Pedagogies: An International Journal. 2009. № 4:3. P. 164–195.

  16. Gillen J. Digital literacies. N.Y., 2014.

  17. Gu X., Wu B., Xu X. Design, development, and learning in e-Textbooks: What we learned and where we are going // Journal of Computers in Education. 2015. № 2 (1). P. 25–41.

  18. Huang H. E-reading and e-discussion: EFL learners’ perceptions of an e-book reading program // Computer Assisted Language Learning. 2013. № 26 (3). P. 258–281.

  19. Hubbard P. Learner training for eff ective use of CALL // New perspectives on CALL for second language classrooms / S. Fotos & C. M. Browne (Eds.). Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum. 2004. P. 45–67.

  20. Kapp K. The Gamifi cation of Learning and Instruction: Game-Based Methods and Strategies for Training and Education. San Francisco, 2012.

  21. Kessler G., Plakans L. Incorporating ESOL learners’ feedback and usability testing in instructor-developed CALL materials // TESOL Journal. 2001. № 10 (1). P. 15–20.

  22. Lim C., Song H., Lee Y. Improving the usability of the user interface for a digital textbook platform for elementary-school students // Educational Technology Research and Development. 2012. № 60 (1). P. 159–173.

  23. McFall R. Electronic textbooks that transform how textbooks are used // The Electronic Library. 2005. № 23 (1). P. 72–81.

  24. Mo J. How does PISA defi ne and measure reading literacy? PISA in Focus, 101, Paris, OECD Publishing, 2019. URL: https://doi.org/10.1787/efc4d0fe-en (дата обращения: 08.02.2022).

  25. Naicker I., Pillay D., Blose S. Restorying lived lives in educational research: Storyboarding as a creative space for scholarly thinking in narrative analysis // Journal of Education. 2020. Vol. 80. URL: http://dx.doi.org/10.17159/2520-9868/i80a07 (дата обращения: 08.02.2022).

  26. Young S., Bruce M. A. Classroom community and student engagement in online courses. // MERLOT Journal of Online Learning and Teaching, 2011. № 7 (2). P. 219–230. Retrieved from URL: http://jolt.merlot.org/vol7no2/young_0611.pdf (дата обращения: 08.02.2022).