Поступила: 16.04.2022
Принята к публикации: 18.05.2022
Дата публикации в журнале: 30.09.2022
Ключевые слова: история образования; воспитание; русская культура; традиции; национальные менталитеты
Доступно в on-line версии с: 30.09.2022
Павловская А.В. «Ученье образует ум, воспитанье — нравы»: исторические традиции российского образования. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. c.29-39
Статья посвящена основным традициям образования в России, складывавшимся на протяжении длительного исторического периода и не потерявшим своей актуальности. Простой процесс приобретения знаний в России имеет ряд важных особенностей. Образование всегда находится на службе у государства, поэтому основная инициатива преобразований в этой сфере всегда направляется свыше. С этим же связан и патриотический характер образования — не просто ради личной выгоды, а на благо отечества, без этого оно теряет главный смысл и не может нормально развиваться. В российском образовании всегда на первый план выходит воспитательная функция: вырастить достойного гражданина, передать учащемуся не просто знания и навыки, а определенные нравственные принципы.
Бельчиков Ю.А. Место М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3. С. 20–29.
Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса… СПб., 1852. Приложение № 1.
Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 1992. С. 118–119.
Жуковский В. А. Полное собрание сочинений: В 12 т. Т. IX. СПб., 1902. С. 33, 335.
Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964. С. 233–234.
Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. 5. М., 1990. С. 160.
Павловская А.В. М.В. Ломоносов и традиции университетского образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3. C. 7–19.
Павловский И.В. Региональные особенности отечественного исторического сознания в свете дискуссионных исторических концепций М.В. Ломоносова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3. С. 30–42.
Поповский Н.Н. О пользе наук и о воспитании в оных юношества. Антология педагогической мысли в России XVIII в. М., 1985. С. 132.
Тер-Минасова С.Г. Учитель, ученик, учебник в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 130–138.