eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
«Ученье образует ум, воспитанье — нравы»: исторические традиции российского образования

«Ученье образует ум, воспитанье — нравы»: исторические традиции российского образования

Статья на сайте ELibrary.ru

Поступила: 16.04.2022

Принята к публикации: 18.05.2022

Дата публикации в журнале: 30.09.2022

Ключевые слова: история образования; воспитание; русская культура; традиции; национальные менталитеты

Доступно в on-line версии с: 30.09.2022

Для цитирования статьи

Павловская А.В. «Ученье образует ум, воспитанье — нравы»: исторические традиции российского образования. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. c.29-39

Номер 3, 2022

Аннотация

Статья посвящена основным традициям образования в России, складывавшимся на протяжении длительного исторического периода и не потерявшим своей актуальности. Простой процесс приобретения знаний в России имеет ряд важных особенностей. Образование всегда находится на службе у государства, поэтому основная инициатива преобразований в этой сфере всегда направляется свыше. С этим же связан и патриотический характер образования — не просто ради личной выгоды, а на благо отечества, без этого оно теряет главный смысл и не может нормально развиваться. В российском образовании всегда на первый план выходит воспитательная функция: вырастить достойного гражданина, передать учащемуся не просто знания и навыки, а определенные нравственные принципы.

Литература

  1. Бельчиков Ю.А. Место М.В. Ломоносова в истории русского литературного языка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3. С. 20–29.

  2. Веселаго Ф.Ф. Очерк истории Морского кадетского корпуса… СПб., 1852. Приложение № 1.

  3. Гоголь Н. В. Духовная проза. М., 1992. С. 118–119.

  4. Жуковский В. А. Полное собрание сочинений: В 12 т. Т. IX. СПб., 1902. С. 33, 335.

  5. Карамзин Н.М. Избр. соч.: В 2 т. Т. 2. М.; Л., 1964. С. 233–234.

  6. Ключевский В.О. Соч.: В 9 т. Т. 5. М., 1990. С. 160.

  7. Павловская А.В. М.В. Ломоносов и традиции университетского образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3. C. 7–19.

  8. Павловский И.В. Региональные особенности отечественного исторического сознания в свете дискуссионных исторических концепций М.В. Ломоносова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 3. С. 30–42.

  9. Поповский Н.Н. О пользе наук и о воспитании в оных юношества. Антология педагогической мысли в России XVIII в. М., 1985. С. 132.

  10. Тер-Минасова С.Г. Учитель, ученик, учебник в современной России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 4. С. 130–138.