eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Этномузыкальные коды варганного творчества: мост между природой и культурой

Этномузыкальные коды варганного творчества: мост между природой и культурой

Поступила: 09.11.2024

Принята к публикации: 25.12.2024

Дата публикации в журнале: 07.04.2025

Ключевые слова: варган, варганное творчество, музыка в культурных практиках, натуральный звукоряд, интонационные символы, варганное движение, философия культуры, натурфилософия, этномузыкальные коды

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-11

Доступно в on-line версии с: 07.04.2025

Для цитирования статьи

Махлин В.П., Овчинникова Ю.С. Этномузыкальные коды варганного творчества: мост между природой и культурой. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025. № 1. c.158-170

Номер 1, 2025

Аннотация

Статья посвящена осмыслению феноменологии варганного творчества в традиционных и современных культурных практиках. Теоретической основой исследования послужили труды в области философии культуры, концепция символа как когнитивной памяти культуры, музыкально-психологическая антропология и компаративный подход к исследованию культур. На основе культурологической модели этномузыкальных кодов авторами были выделены, типологизированы и проанализированы интонационные символы варганных практик. Интонационнозвуковой уровень варганного творчества раскрывается через следующие единицы символического поля: обертоновый звукоряд как природный звуковой инвариант; символ опоры; символ духовной вертикали; символ молитвы. На визуально-пластическом уровне варганного творчества выявляются следующие компоненты смыслообразования: символ «внешних голосовых связок» как трансцендирующего голоса; символ звуковой жизни природы; символ круговращения. Особое внимание в исследовании уделяется осмыслению обертонового звукоряда как всеобъемлющей изначальной музыкальной сферы, сконцентрированной в звуке варгана и позволяющей исполнителям вернуться к утраченной целостной связи с культурой и природой. Выявленные интонационные символы позволяют рассматривать варган как «мост» между природой и культурой, а традиционные и современные варганные практики — как формы трансляции и актуализации нематериального культурного наследия народов Евразии.

Литература

  1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности: Цикл популярных лекций-очерков с приложениями. М., 2001.

  2. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования). М., 2005.

  3. Карташева Н.В. Компаративные исследования культуры: традиции и современность // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 4. С. 159–171.

  4. Лысенко В.Г. Слог Ом в индийской культуре: от устной традиции к письму // Труды Русской Антропологической школы. М., 2012. Т. 10. С. 48–60.

  5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. Пер. А.А. Юдина. М., 2003.

  6. Мартынов В.И. Пение, игра и молитва в русской богослужебнопевческой системе. М., 1997.

  7. Мациевский И.В. В пространстве музыки. СПб., 2011. Т. 1.

  8. Молчанова Г.Г. Генерационная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения? // Вестн. Моск. ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 9–16.

  9. Молчанова Г.Г. Методы исследования в межкультурной коммуникации: символ как когнитивная память культуры // Вестн. Моск. ун-та. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 1. С. 7–24.

  10. Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой социальности в контексте процессов глобализации / Отв. ред. В.В. Бочаров, В.А. Попов. СПб., 2019.

  11. Овчинникова Ю.С. Аспекты преемственности и трансформации этномузыкальных практик: медитативно-образная варганотерапия М.А. и Е.В. Алексеевых // Традиционная культура. 2021. № 4 (22). С. 123–134.

  12. Овчинникова Ю.С. Этнокультурные интонационные коды музыкальных практик: опыт построения культурологической модели анализа // Культура и цивилизация. 2022. Том 12. № 5-1. С. 412–420.

  13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Пер. А.М. Гелескула. М., 2016.

  14. Торопова А.В. Интонирующая природа психики: музыкально-психологическая антропология. М., 2018.

  15. Фёдоров Н.Ф. Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова. Т. II. М., 1913.

  16. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М., 1993.

  17. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного. М., 1991.