eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Использование технологий искусственного интеллекта в исследовательской работе студентов

Использование технологий искусственного интеллекта в исследовательской работе студентов

Поступила: 30.11.2024

Принята к публикации: 25.12.2024

Дата публикации в журнале: 07.04.2025

Ключевые слова: генеративный искусственный интеллект, исследовательская работа студентов, выпускная квалификационная работа, искусственный интеллект в образовании

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-6

Доступно в on-line версии с: 07.04.2025

Для цитирования статьи

Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Использование технологий искусственного интеллекта в исследовательской работе студентов. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025. № 1. c.85-101

Номер 1, 2025

Аннотация

Интеграция технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образование позволила студентам использовать отдельные инструменты ИИ в исследовательской работе. Вместе с тем, наряду с очевидными достоинствами, способность к галлюцинациям генеративного ИИ ставит под сомнение эффективность его использования для решения ряда исследовательских задач. В данной работе авторы а) рассматривают нормативно-правовую основу использования средств генеративного ИИ в исследовательской работе при подготовке текстов выступлений на конференциях, научных статей, курсовых и квалификационных работ; б) проводят обзор педагогических исследований, посвященных описанию опыта использования средств генеративного ИИ в решении исследовательских задач; в) предлагают распределение функций между научным руководителем, искусственным интеллектом и студентом/исследователем в триаде «преподаватель — искусственный интеллект — обучающийся» при организации исследовательской работы студентов. Средства генеративного ИИ способны взять на себя многие функции, которые традиционно выполнялись преподавателями и научными руководителями, а также молодыми исследователями. Это касается разработки плана научной работы, поиска научных источников, проведения обзора литературы, составления аннотации и т.п. Вместе с тем авторы утверждают, что на современном этапе целесообразно говорить о совместном решении ряда вышеупомянутых исследовательских задач научными руководителями и исследователями, используя средства генеративного ИИ в качестве помощника, обратная связь от которого должна подвергаться критическому осмыслению и проверке. Передавая часть функций генеративному ИИ, преподаватель / научный руководитель не исключается из процесса обучения и руководства научной работой студента. Его функции видоизменяются и дополняются новыми задачами по обучению студентов взаимодействовать с инструментами ИИ, корректно формулировать запросы, критически оценивать получаемую обратную связь и брать на себя полную ответственность за процесс и результат работы с генеративным ИИ.

Литература

  1. Безуглый Т.А., Ершова М.Е. Использование текстовых нейросетей и искусственного интеллекта в учебных работах студентов // Проблемы современного образования. 2023. № 5. С. 206–216. DOI: 10.31862/2218-8711-2023-5-206-216

  2. Евстигнеев М.Н. Нейросеть Twee — новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 6. С. 1428–1442. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-6-1428-1442

  3. Иванов О.М. О некоторых методиках использования искусственного интеллекта в образовательном процессе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2024. № 1 (9). С. 141–149. DOI: 10.17803/2311-5998.2024.121.9.141-149

  4. Коренев А.А. Стратегии использования искусственного интеллекта для предоставления письменной обратной связи в обучении иностранному языку // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2. С. 68–77. DOI: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-5

  5. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (с изменениями на 15 марта 2021 года). URL: https://docs.cntd.ru/document/420384257 (дата обращения: 15.10.2024).

  6. Сысоев П.В. Этика и ИИ-плагиат в академической среде: понимание студентами вопросов соблюдения авторской этики и проблемы плагиата в процессе взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 2. С. 31–53. DOI: 10.31992/0869-3617-2024-33-2-31-53

  7. Сысоев П.В., Филатов Е.М. ChatGPT в исследовательской работе студентов: запрещать или обучать? // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 2. С. 276–301. DOI: 10.20310/1810-0201-2023-28-2-276-301

  8. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Методика обучения учащихся и студентов написанию эссе в триаде «обучающийся — преподаватель — искусственный интеллект» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2. С. 38–54. DOI: 10. 55959/MSU-2074-1588-19-27-2-3

  9. Тивьяева И.В., Михайлова С.В., Казанцева А.А. Регламентирование использования средств генеративного искусственного интеллекта в выпускной квалификационной работе // Вестник МГПУ. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2024. Т. 2 (54). С. 202–218. DOI: 10.25688/2076-913X.2024.54.2.15

  10. Титова С.В. Интеллектуальные системы обучения для персонализации и адаптации языковых курсов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 4. С. 84–99. DOI: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-6

  11. Титова С.В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам: аналитический обзор // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. Т. 27. № 2. С. 18–37. DOI: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-2

  12. Khlaif Z.N., Mousa A., Hattab M.K., Itmazi J., Hassan A.A., Sanmugam M., Ayyoub A. Th e Potential and Concerns of Using AI in Scientifi c Research: ChatGPT Performance Evaluation // JMIR Medical Education. 2023. Vol. 9. Pp. 1–16. DOI: 10.2196/47049

  13. Li T., Reigh E., He P., Miller A.E. Can we and should we use artificial intelligence for formative assessment in science? // Journal of Research in Science Teaching. 2023. Vol. 60. № 6. Pp. 1–5. DOI: 10.1002/tea.21867

  14. Lin Z. Why and how to embrace AI such as ChatGPT in your academic life // Royal Society Open Science. 2023. V. 10. № 8. Pp. 1–11. DOI: 10.1098/rsos.230658.

  15. Osama M., Afridi S., Maaz M. ChatGPT: Transcending Language Limitations in Scientific Research Using Artificial Intelligence // J. Coll. Physicians Surg. Pak. 2023. V. 33. № 10. Pp. 1198–1200.

  16. Resnik D.B., Hosseini M. Th e ethics of using artificial intelligence in scientific research: new guidance needed for a new tool // AI and Ethics. 2024. Pp. 1–23. DOI: 10.1007/s43681-024-00493-8