Поступила: 17.11.2024
Принята к публикации: 25.12.2024
Дата публикации в журнале: 07.04.2025
Ключевые слова: фразовый эпитет, компрессия, трансформация, раскованность, экспрессивность, образность, интертекстуальность, окказиональность, креативность
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-28-1-1
Доступно в on-line версии с: 07.04.2025
Молчанова Г.Г. Деривационные возможности фразового эпитета как источника порождения новых лексем. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2025. № 1. c.9-20
Изменения, которые происходят в жизни общества, в первую очередь находят отражение в лексике и фразеологии языка. Одним из активных способов пополнения лексического и фразеологического фондов языка является образование слов на базе уже имеющихся в языке фразеологических единиц. В изучении парадигмы «производящий фразеологизм производная лексема» в современной дериватологии получило дальнейшее развитие положение В.В. Виноградова о том, что «фразеологические единицы — это не только продукт окаменения и изоляции слов, но и источник рождения новых слов» [Виноградов, 1938: 122]. Новые единицы рассматриваются лингвистами в различных аспектах, но явление это до сих пор не признано системой и требует комплексного рассмотрения и основательной лексикографической разработки. Значение этой отрасли знаний о фразеологической системе языка очевидно: изучение деривационных возможностей фразового эпитета приоткрывает завесу над тайной динамических процессов внутри фразеологического состава языка, поскольку фразеологизмы являются базой для образования достаточно большого количества производных слов, а за счет появляющихся новообразований происходит регулярное обогащение лексического пласта современного языка.
Болдырев Н.Н. Феномен производности в культуре и языке // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 57–68.
Виноградов В.В. История слов. М., 1994.
Демьянков В.З. Нарратив и дискурс // Вопросы когнитивной лингвистики. 2023. № 4. С. 5–16.
Ирисханова О.К. Перекатегоризация в дискурсе как способ повышения новостного статуса события // Когнитивные исследования языка. Вып. 24. Личность, язык, сознание. М.; Тамбов, 2016.
Кубрякова Е.С. Типы языковых значений: Семантика производного слова. М., 1981.
Молчанова Г.Г. Вербальный символ и маркетинговые коммуникативные стратегии текста // Becтн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 3. С. 9–26.
Хомский Н. «Разъединенные Штаты»: книга отчаянья, книга надежды. Интервью Н. Хомского М. Форетье и Л.-Ф. Годе // ИЛ. 2010. № 8. С. 100–104.