eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Информатизация лингвистического образования как приоритетное направление научных исследований (опыт ФИЯР МГУ имени М.В. Ломоносова)

Информатизация лингвистического образования как приоритетное направление научных исследований (опыт ФИЯР МГУ имени М.В. Ломоносова)

Поступила: 07.05.2024

Принята к публикации: 28.06.2024

Дата публикации в журнале: 25.11.2024

Ключевые слова: лингводидактика; цифровизация образования; тьюторское сопровождение; технологии искусственного интеллекта

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-7

Доступно в on-line версии с: 25.11.2024

Для цитирования статьи

Фадеева В.А., Авраменко А.П. Информатизация лингвистического образования как приоритетное направление научных исследований (опыт ФИЯР МГУ имени М.В. Ломоносова). // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4. c.100-114

Номер 4, 2024

Аннотация

Статья представляет собой анализ исследований в области информатизации лингвистического образования. На факультете иностранных языков и регионоведения (ФИЯР) МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках заявленного направления работа идет по двум векторам исследований. С одной стороны, разрабатываются теоретические основы профессионального тьюторского сопровождения образовательной деятельности учащихся в контексте цифровизации образовательной среды в системе непрерывного языкового образования; с другой — апробируются методики внедрения новейших технологий, в том числе на основе и с использованием нейронных сетей и искусственного интеллекта (ИИ). В статье приводятся предлагаемые ФИЯР лекционные, специальные и межфакультетские курсы, а также две магистерские и две дополнительные программы, нацеленные на формирование профессиональной информационно-коммуникационной (ИК) компетенции всех участников учебного процесса.

Литература

  1. Ермекова Д.У. Тьюторство в цифровой образовательной среде // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: материалы V Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 24 февраля 2023 г.) / Ред.-сост. И.А. Романовская, Е.А. Тарабановская. Астрахань, 2023. С. 289–291.

  2. Карта компетенций педагога иностранных языков в условиях цифровизации образования: Монография / Под ред. С.В. Титовой и П.В. Сысоева. М., 2023.

  3. Клишина О.Н. Роль тьютора в проектной деятельности учащегося // Инновационная наука. 2016. № 6–2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-tyutoravproektnoy-deyatelnosti-uchaschegosya (дата обращения: 05.01.2024).

  4. Ковалева Т.М. и др. Профессия «тьютор». М.; Тверь, 2012.

  5. Ларионова В.А., Синицын Е.В., Толмачев А.В., Халфин А.Б. Технологии с человеческим лицом: перспективы использования цифровых сервисов для поддержки индивидуализированного обучения // eLearning Stakeholders and Researchers Summit 2021: Материалы междунар. конф.: Proc. of the Intern. Conf., Москва, 1–2 декабря 2021 г. / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики»; отв. ред. Е.Ю. Кулик. М., 2022. С. 94–113.

  6. Молчанова Г.Г. Цифровая трансформация образования и общества: возможности и сложности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 1. С. 9–16.

  7. Назаренко А.Л. Информационно-коммуникационные технологии в лингводидактике: дистанционное обучение. М., 2013.

  8. Татаринов А.А. Цифровой тьютор как новая педагогическая профессия в современной школе // Тьюторское сопровождение в системе общего, дополнительного и профессионального образования: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Челябинск, 15–25 февраля 2023 года. Челябинск, 2023. С. 304–311.

  9. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам. М., 2014.

  10. Титова С.В. Цифровая методика обучения иностранным языкам. М., 2024.

  11. Фадеева В.А., Щедромирская А.И. Возможности технологий искусственного интеллекта в цифровизации образовательной среды // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 81–87.

  12. Чеснокова А.Ю. Волкова И.А. Компетентностная модель тьютора в условиях цифровой экономики // Modern Economy Success. 2020. № 3. С. 252–256.