eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Медиативная подготовка в лингвокультурном образовании российской академической элиты

Медиативная подготовка в лингвокультурном образовании российской академической элиты

Поступила: 14.05.2024

Принята к публикации: 28.06.2024

Дата публикации в журнале: 25.11.2024

Ключевые слова: академическая элита; медиативное образование; текстообразующая медиация; понятийно-регулятивная медиация; коммуникативно-регулятивная медиация; высшее образование; медиатор

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-4

Доступно в on-line версии с: 25.11.2024

Для цитирования статьи

Сафонова В.В. Медиативная подготовка в лингвокультурном образовании российской академической элиты. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4. c.50-67

Номер 4, 2024

Аннотация

В статье представлены основные результаты выполнения НИР МГУ по теме «Медиация в лингвокультурном образовании и межкуль- турной коммуникации». Подчеркивается, что владение медиативными видами деятельности имеет первостепенное значение для представителей российской академической элиты, призванных выступать в роли субъектов диалога гуманитарных культур в сложнейших условиях современной межкультурной коммуникации (МКК), сохраняя культурное наследие человеческой цивилизации и противодействуя проявлениям культурного вандализма, культурного империализма и политике «отмены культуры». Формирование медиативной компетенции у обучающихся рассматривается как качественно новая цель высшего языкового образования (ЯО) в РФ. Статья начинается с анализа терминологических изменений в ЯО в XXI в. как следствие парадигматического сдвига в лингводидактике от видов речевой деятельности как традиционных объектов обучения языкам к четырем видам коммуникационной деятельности (рецепции, продукции, интеракции и медиации). Автор обобщает исследовательские результаты по медиации как объекту обучения и оценивания в ЯО, полученные в том числе при участии в международных проектах в 2016–2021 гг. Переосмысляя их в контек- сте задач и содержания медиативного образования в вузе, автор фокусируется на подходах к обучению текстообразующей медиации в магистратуре и аспирантуре, коммуникативно-регулятивной медиации и понятийно-регулятивной медиации в аспирантуре, исходя из методических трудностей и лингводидактических потребностей субъектов ЯО в высшей школе, вариативности медиативных потребностей российских гуманитариев как медиаторов в разных сферах их профессиональной деятельности в условиях международной МКК.

Литература

  1. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования: Колл. монография / Отв. ред. Е.В. Караваева. М., 2018.

  2. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М., 1988.

  3. Молчанова Г.Г. Когнитивная поликодовость межкультурной коммуникации: вербалика и невербалика. М., 2014.

  4. Сафонова В.В. Лингводидактические основы обучения переводческой деятельности гуманитариев непереводческих специальностей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. № 1. С. 78–85.

  5. Сафонова В.В. Лингводидактические размышления о медиативном образовании преподавателя-исследователя в системе языковой подготовки к международному партнерству и сотрудничеству // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2021. № 1. С. 151–164.

  6. Сафонова В.В. Медиативная деятельность на иностранном языке как объект обучения в международно-ориентированном вузовском образовании (глава в коллективной монографии) // Современные тренды в межкультурной коммуникации и дидактике: Сборник. Варшава, 2022. С. 176–192.

  7. Сафонова В.В. Медиативная текстообразующая деятельность как объект оценивания в лингвокультурной педагогике. Глава 7 // Карта компетенций педагога иностранных языков в условиях цифровизации образования: Монография. М., 2023. С. 136–188.

  8. Сафонова В.В. Методологические проблемы формирования общегуманитарных компетенций в условиях геополитического противостояния и строительства нового мира // Коммуникативные коды в межкультурном пространстве как средство формирования общегуманитарных компетенций человека нового поколения: Материалы IV Международной междисциплинарной научной конференции 15–16 января 2024 г.: Сборник научных трудов. М., 2024. С. 32–47.

  9. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб., 2002.

  10. Соловьева И.Ю. О необходимости базовых знаний о медиации в работе судьи // Медиация как культура согласия: Материалы Международной научно-практической конференции 9–10 апреля 2014 года (г. Пермь): Сб. информационнометод. материалов / Под ред. Т.И. Марголиной, Л.А. Ясыревой. Пермь, 2014. С. 51–59

  11. CEFR. Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge, 2001.

  12. CEFR. CV. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment: Companion Volume. Strasbourg, 2020.

  13. Cultural Mediation in Language Learning and Teaching / Ed. G. Zarate et al. Strausbourg, 2004.

  14. Enriching 21st Century Language Education: The CEFR Companion volume in practice. Strasbourg: Council of Europe Publishing, 2022 / Ed. by B. North, E. Piccardo, T. Goodier, D. Fasoglio, R. Margonis-Pasinetti & B. Ruschoff. Strasbourg, 2022.

  15. Honeyman C. Five Elements of Mediation // Negotiation Journal. 1988. Vol. 4. Issue 2. P. 149–160.

  16. Mitrut D. Intercultural mediation // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2012. Vol. 2. №. 113. P. 344–350.

  17. North B., Piccardo E. Developing illustrative descriptors of aspects of mediation for the CEFR. Strasbourg: Education Policy Division, Council of Europe, 2016. P. 455– 459.

  18. Riskin L.L. Understanding Mediators’ Orientations, Strategies, and Techniques: A Grid for the Perplexed // Harvard Negotiation Law Review. 1996. Vol. 1. № 7. P. 8–51.

  19. Safonova V. Educating the language learner as a cultural mediator in the English classroom // Proceedings of the 11th Innovation in Language Learning International Conference. Bologna; Florence, 2018. P. 305–308.