eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Лингвокультурная обусловленность контекстных моделей коллективного автора в цифровом академическом дискурсе

Лингвокультурная обусловленность контекстных моделей коллективного автора в цифровом академическом дискурсе

Поступила: 21.04.2024

Принята к публикации: 28.06.2024

Дата публикации в журнале: 25.11.2024

Ключевые слова: контекстная модель; коллективный автор; цифровой дискурс; вербальные и невербальные средства воздействия; продвижение; официальный сайт университета

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-4-3

Доступно в on-line версии с: 25.11.2024

Для цитирования статьи

Грецкая С.С., Ксензенко О.А., Рождественская Е.А. Лингвокультурная обусловленность контекстных моделей коллективного автора в цифровом академическом дискурсе. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 4. c.32-49

Номер 4, 2024

Аннотация

В статье представлены результаты изучения лингвокультурно обусловленных коммуникативных особенностей официальных сайтов университетов России, Великобритании, США и Кипра. В фокусе внимания находятся особенности актуализации контекстных моделей коллективного автора. Для обозначения данного типа дискурса в исследовании используется разработанный в современной теории дискурса термин «дискурс активного воздействия». Обеспечение достоверности и практической востребованности результатов изучения рассматриваемого в статье вопроса потребовало обращения к данным различных научных направлений: философского, лингвистического, культурологического, социологического. Таким образом, исследование включает обзор тенденций развития современного образования, рассмотрение технологий продвижения образовательных программ в онлайнпространстве, определение основных свойств изучаемого типа коммуникативного пространства, анализ наполнения сайтов университетов на уровне структуры и на уровне контента, выявление используемых коллективными авторами рассмотренных сайтов вербальных средств, способствующих привлечению целевой аудитории к уникальным качествам конкретного университета, анализ специфики значимых для коллективных авторов культуроносных смыслов, реализуемых посредством обнаруженных вербализаторов. Кроме того, в статье очерчиваются перспективы дальнейшего изучения коммуникативного стиля коллективного автора продвигающих текстов, функционирующих в цифровой образовательной среде. 

Литература

  1. Алентьева Е.Ю. Веб-сайт компании как коммуникативный маркетинговый инструмент // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 11. С. 22–27.

  2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995.

  3. Большакова Ю.С., Калиева О.М. К вопросу об организации Интернет-марке- тинга // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 14 (175). С. 171–176.

  4. Брызгалина Е.В. Наука и образование: современные тренды в глобальном мире // Философия образования. 2012. № 6 (45). С. 11–20.

  5. Гершунский Б.С. Философия образование для XXI века (В поисках практико- ориентированных образовательных концепций). М., 1998.

  6. Грецкая С.С. О релевантности контекстных моделей коллективного автора дискурса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная комму- никация. 2015. № 2. С. 31–41.

  7. Дейк Т.А. ван. Дискурс и власть: Репрезентация доминирования в языке и ком- муникации. М., 2013.

  8. Зарубина Т.А. Философский дискурс в проблематике дискурса // Эпистемы. Екатеринбург, 2004. С. 93–101.

  9. Комаревцев Е.М. Образовательные порталы как средство систематизации и структурирования информации. Дис….канд. пед. наук. Ставрополь, 2008.

  10. Ксензенко О.А., Великоднев О.А. Синтаксические способы организации про- фессионального дискурса активного воздействия // Современная коммуника- тивистика. 2022. № 1 (56). С. 87–92.

  11. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Актуальные проблемы современной линг- вистики: Учебное пособие / Сост. Л.Н. Чурилина. М., 2006. С. 46–59.

  12. Луман Н. Общество общества. М., 2011.

  13. Мамедов Г.Ю. Социокультурные особенности интернет-образования в России и США. Дисс. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2006.

  14. Молчанова Г.Г. Цифровая трансформация образования и общества: возмож- ности и сложности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультур- ная коммуникация. 2022. № 1. С. 9–16.

  15. Пескова Е.Н. Средства поддержания имиджа организации и контент корпора- тивного сайта // Вестник Челябинского государственного университета. Фило- логические науки. 2016. № 7 (389). С. 140–147.

  16. Помазов А.И. Языковые средства структурной организации и контента обра- зовательного сайта: к постановке проблемы // Вестник Нижегородского уни- верситета им. Н.И. Лобачевского. 2018. № 3. C. 216–223.

  17. Потеряхина И.Н. Жанрообразующие элементы корпоративного сайта // Вест- ник челябинского государственного университета. Филология. Искусствове- дение. 2013. № 37 (328). С. 49–51.

  18. Силаев А.В. Разработка и исследование принципов построения вертикальных образовательных порталов с открытой архитектурой: Дисс. … канд. тех. наук. М., 2008.

  19. Соколова О.В. Типология дискурсов активного воздействия: поэтический авангард, реклама и PR. М., 2014.

  20. Соколова О.В. Неоднозначность как средство языковой манипуляции и рас- ширения смысла в политике, рекламе и поэзии // Известия Восточного инсти- тута. 2023. № 1. С. 93–105.

  21. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

  22. Сугак Д.Б. Веб-сайт кафедры в структуре единой информационной образова- тельной среды: Дисс. … канд. пед. наук. СПб., 2012.

  23. Тараскина Я.В., Цыремпилон А.О., Платицина Т.В. Локализация веб-сайта университета: переводческий аспект // Филология: научные исследования. 2020. № 3. С. 22–31.

  24. Фещенко А.В. Веб-сайт университета в современном информационно-комму- никационном пространстве // Гуманитарная информатика. 2009. № 5. С. 103– 112.

  25. Чернейко Л.О. Новые объекты и инструменты лингвистики в свете старых понятий // Лингвистическая полифония. М., 2007. С. 150–183.

  26. Шурчкова Ю.В. Веб-сайт компании как коммуникативный маркетинговый инструмент // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1. С. 211–218.

  27. Clark H.H. Using Language. Cambridge, 1996.

  28. Dijk T.A. van. Towards a Theory of Context and Experience Models in Discourse Processing // The Construction of Mental Models During Reading / Ed. by H. van Oostendorp & S. Goldman. Hillsdale, 1999. P. 123–148.

  29. Dijk T.A. van. Discourse and Context. A Sociocognitive Approach. N.Y., 2008.

  30. Tomasello M. Origins of Human Communication. Cambridge, 2008.

  31. Zhou L. The Construction and Development of German Digital Education // Proceedings of the 4th International Seminar on Education Research and Social Science (ISERSS 2021) Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2021. Vol. 635. P. 291–295.