Поступила: 11.02.2024
Принята к публикации: 08.04.2024
Дата публикации в журнале: 15.07.2024
Ключевые слова: античный миф; афро-бразильское культурное пространство; Черный Орфей; Марсель Камю; Винисиус дэ Мораэс; карнавал; этно-музыкальные коды; французское кино
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-3-11
Доступно в on-line версии с: 07.07.2024
Овчинникова Ю.С. Античный миф в афро-бразильском культурном пространстве (на материале фильма «Черный Орфей» М. Камю). // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. c.149-158
Статья посвящена исследованию особенностей интерпретации античного мифа в афро-бразильском культурном пространстве на материале фильма «Черный Орфей» М. Камю, снятого по пьесе В. дэ Мораэса «Орфей из Консейсана». Прослеживаются истоки обращения к античному мифу в творчестве Мораэса и Камю, выявляется связь с французской драматургической традицией и кинематографом. Камю трансформирует античный сюжет сквозь призму культуры афро-бразильского населения Рио-де-Жанейро — жителей фавел. Фильм выводит на первый план музыкальную составляющую мифа, с помощью которой раскрывается своеобразие афро-бразильской традиции и карнавальных практик Латинской Америки. Орфей в фильме выступает как водитель трамвая, певец и лидер школы самбы. Его образ соединяет дионисийское начало (карнавальная традиция, в которую «вписан» Орфей) и аполлоническое (выражаемое лирическими песнями и культурными кодами боссановы). Карнавальное «выстраивание» мифологической реальности позволяет прикоснуться к духовным пластам афро-бразильской традиции — синкретичному культу кандомбле. Пространство обряда макумбы символизирует Царство Аида, в котором диалог с Эвридикой осуществляется посредством музыкальной магии, «открывающей» двери между мирами. Прохождение через Царство Мертвых представляет испытание, в котором герой умирает и возрождается в новом качестве: в финале Орфей «передает» свой музыкальный дар мальчику, символически обретая в нем новую жизнь. Интерпретация античного сюжета в пространстве афро-бразильских карнавальных практик способствует раскрытию цивилизационной специфичности Латинской Америки и Орфея как «вечного образа», воплощающего божественный дар любви, магию музыки, вечного бытия через смену форм.
Ващенко А.В. Священное действо в культуре и игра в цивилизации // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 3. С. 109–115.
Гирин Ю.Н. Латинская Америка: культура инаковости. М., 2018.
Земсков В.Б. Введение. Праздник в устойчивой и формирующейся цивилизациях // Iberica Americans. Праздник в латиноамериканской культуре. М., 2002. С. 6–18.
Комков О.А. К вопросу о концептуальных основаниях теории культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 3. С. 136–145.
Нагорнова А.М. Бразильская босса-нова: saudade в песнях А.К. Жобима // Южно-российский музыкальный альманах. 2015. № 4(21). С. 77–82.
Овчинникова Ю.С. Этнокультурные интонационные коды музыкальных практик: опыт построения культурологической модели анализа // Культура и цивилизация. 2022. Т. 12. № 5-1. С. 412–420.
Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д, 1998.
Sartre J.P. Black Orpheus. P., 1976.
Schliephake Ch. Orpheus in Black: classicism and cultural ecology in Marcel Camus, Samuel R. Delany and Reginald Shepherd // Anglia. 2016. № 134(1). P. 113–135.