eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Экспериментальная проверка прогнозируемых неудач в использовании видов глагола китайскими учащимися

Экспериментальная проверка прогнозируемых неудач в использовании видов глагола китайскими учащимися

Поступила: 02.02.2024

Принята к публикации: 08.04.2024

Дата публикации в журнале: 15.07.2024

Ключевые слова: экспериментальная проверка; использовании видов китайскими учащимися; ошибки употребления видов глагола; причина ошибок; результаты теста

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-3-10

Доступно в on-line версии с: 07.07.2024

Для цитирования статьи

Ван Сюемэй Экспериментальная проверка прогнозируемых неудач в использовании видов глагола китайскими учащимися. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. c.136-148

Номер 3, 2024

Аннотация

В китайском языке аспектуальность глагола выражается не видом, а передается глаголами в сочетании с различными языковыми средствами. На основе различия аспектуальной системы русского и китайского языков и возможных выражений русских видовых значений, в данной статье поставлена цель спрогнозировать возможные ошибки в использовании видов русских глаголов. Для проверки правильности нашего анализа был проведен специальный диагностический срез. Результаты теста показывают, что ошибки китайских студентов в первую очередь возникают не столько из-за влияния родного языка, сколько из-за того, что студенты не в состоянии оценить ситуацию, не могут найти или даже увидеть определенные ориентиры, имеющиеся сигналы, прямо указывающие на использование того или иного вида. Ошибки объясняются еще элементарным незнанием видовых форм глагола, особенно в таких случаях, как брать — взять, ловить — поймать и незнанием образования самóй формы глагола, например, образования формы императива и др. Это является результатом недостаточной обученности студентов. Однако проблема скорее не в студентах, а, во-первых, в сложности самой темы, и, во-вторых, в методе обучения. Мы считаем, необходимо дать студентам четкую схему видовых значений и определить те сигналы, которые могут помочь студентам выбрать вид глагола, адекватный ситуации общения; курс изучения вида должен быть достаточно продолжительным, так как прочные и устойчивые навыки правильного употребления видов формируются только в результате постепенной и регулярной работы над видами глагола, совершаемой в течение длительного времени. Результаты проведенной работы также могут послужить отправным пунктом для определения не только содержания упражнений по обучению видам глагола, но и для выработки методических рекомендаций к ним

Литература

  1. Бондарко А.В. Проблемы грамматической семантики и русской аспектологии. СПб., 1996.

  2. Ва Ли. Грамматика современного китайского языка. Т. I. Шанхай, 1955.

  3. Гун Цяньянь. О системе выражения темпоральности и времени в современном китайском языке // Филология китайского языка. 1991. № 4. С. 251–261.

  4. Караванов А.А. Виды русского глагола: значение и употребление. Практическое пособие для иностранцев, изучающих русский язык. 2-е изд. М., 2003.

  5. Падучева Е.В. Семантические исследования: Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива. М., 1996.

  6. Петрухина Е.В. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований): Учебное пособие. М., 2009.

  7. Рассудова О.П. Виды глагола на начальном этапе // Русский язык за рубежом. 1975. № 4. С. 50–52.

  8. Чжан Цзяхуа. Современная русская аспектология. Пекин, 2004.

  9. Чэнь Готин, Чэнь Лиинь. Об аспектуальности и темпоральности китайских глаголов // Язык и наука. 2005. № 4. C. 22–33.