Поступила: 08.11.2023
Принята к публикации: 08.04.2024
Дата публикации в журнале: 15.07.2024
Ключевые слова: аллитерация; стилистический прием; нейминг; эргоним; рекламный слоган; социолингвистический опрос; аттрактивная функция; эстетическая функция
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-3-4
Доступно в on-line версии с: 07.07.2024
Семаева О.В. Эффективность использования специфической английской аллитерации в русскоязычных эргонимах и рекламных слоганах. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 3. c.43-61
Статья посвящена анализу эффективности использования специфической англоязычной аллитерации в русскоязычных эргонимах и рекламных слоганах. Цель данной работы состоит в определении степени эмоционального воздействия данного стилистического приема на носителей русского языка и как следствие его эффективности для использования в нейминге. Задачи данного исследования включают в себя анализ различий в подходах к определению стилистического приема «аллитерация» в англоязычной и русскоязычной лингвистических традициях; сбор и анализ русскоязычных эргонимов и рекламных слоганов, построенных на основе специфической английской аллитерации, методом сплошной выборки; анализ функций, выполняемых приемом аллитерации в русскоязычных эргонимах и слоганах, проведение социолингвистического исследования в форме анкетирования среди 125 носителей русского языка в возрасте от 18 до 40 лет, разной профессиональной принадлежности, имеющих высшее образование. В статье приводятся примеры русскоязычных эргонимов и рекламных слоганов, построенных на основе английской аллитерации. Результаты проведенного исследования указывают на то, что специфическая английская аллитерация обеспечивает выполнение эргонимами аттрактивной и эстетической функций. Анализ социолингвистического анкетирования показал, что в пяти из семи предложенных категорий участники анкетирования отдали предпочтение эргонимам и рекламным слоганам с использованием этого приема. Можно заключить, что на сегодняшний день специфическая англоязычная аллитерация активно используется в русскоязычном нейминге и представляет собой эффективный инструмент для формирования лингвистических методик создания эргонимов и рекламных слоганов
Аникина Т.В. Фоностилистические особенности англо- и русскоязычной интернет-рекламы // Филология: научные исследования. 2021. № 1. С. 41–56.
Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. М., 2002.
Брюхова О.Ю., Старцева Н.Н. Особенности нейминга в сфере общественного питания (на примере кафе города Екатеринбурга) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 1-1 (79). С. 73–77.
Гаспаров М.Л. Аллитерация. М., 2004-2017. URL: https://bigenc.ru/c/alliteratsiia-b52377 (дата обращения: 23.07.2023).
Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975.
Захарова-Саровская М.В. К вопросу об эргономии // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 187–191.
Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. М., 1995.
Ланчиков В.К. К вопросу об аллитерации в английской прозе // Тетради переводчика. Вып. 25. М., 2004. С. 111–122
Лекова М.В. Средства фонетической выразительности в печатной рекламе // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. № 11. С. 178–180.
Лутфуллаева Д.Э., Сапарниязова М. Нейминговая технология: функции информативности, коммуникативной результативности и речевого воздействия неймов // Вестник науки и образования. 2020. № 11-3 (89). С. 46–51.
Македонцева А.М. Функции рекламных текстов // Система ценностей современного общества. 2010. № 10-1. С. 186–190.
Мощева С.В. Фонетические особенности оформления печатных рекламных текстов (на материале английского и русского языков) // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технологического университета. 2008. № 3. С. 288–295.
Ромат Е.В. Реклама: Краткий курс. СПб., 2008. С. 208.
Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. М., 1997. С. 27.
Семаева О.В. Лингвистические процессы и современные социальные тенденции // Мир науки. Социология, филология, культурология. 2019. № 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/19FLSK419.pdf (доступ свободный).
Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в России. СПб., 2000. С. 377.
Фомушкина О.В. Аллитерация как средство усиления семантического единства (на материале древне и среднеанглийских поэтических текстов // Научно-информационный журнал армия и общество. 2012. № 3 (31). С. 127–130.
Fernandez E. Persuasion and advertising in English: Metadiscourse in slogans and headlines. Journal of Pragmatics, 2001. № 33. P. 1291–1307.
Fuertes-Olivera P.A., Velasco-Sacristán M., Arribas-Baño A. & Samaniego-Harte J. Love, Silver and the Devil: Alliteration in English Place-Names // Roper, J. (eds) Alliteration in Culture. Palgrave Macmillan, L., 2011. P. 21–33. URL: https://doi.org/10.1057/9780230305878_2 (дата обращения: 19.05.2023).
Oxford English Dictionary on CD-ROM, Version 1.02. Oxford, 1992.
Réka Benczes The name of the game: Rhyme and alliteration in multi-word expressions. Argumentum. 2019. № 15. P. 133–144.