eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Опыт интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное высшее образование: от цифровизации к автоматизации

Опыт интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное высшее образование: от цифровизации к автоматизации

Поступила: 06.12.2023

Принята к публикации: 01.02.2024

Дата публикации в журнале: 30.06.2024

Ключевые слова: лингводидактика; цифровизация образования; четвертая промышленная революция; технологии искусственного интеллекта

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-4

Доступно в on-line версии с: 28.06.2024

Для цитирования статьи

Авраменко А.П., Фадеева В.А., Терновский В.В. Опыт интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное высшее образование: от цифровизации к автоматизации. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 2. c.55-67 https://doi.org/10.55959/MSU-2074-1588-19-27-2-4.

Номер 2, 2024

Аннотация

В статье представлена серия исследований, проведенных за последние 10 лет на факультете иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова и посвященных актуальной теме применения информационно-коммуникационных технологий в лингводидактике. В работе приводится анализ нормативных правовых актов, регулирующих развитие цифровой образовательной среды, внедрение технологий искусственного интеллекта в Российской Федерации во всех сферах деятельности, включая образование. Рассматриваются национальные стандарты, распространяющиеся на сферу образования и устанавливающие общие положения и терминологию в области использования технологий искусственного интеллекта в образовании, дается описание основных принципов работы технологий генеративного искусственного интеллекта, анализируются форматы заданий по внедрению мобильных, электронных и генеративных инструментов, в том числе на базе нейронных сетей, в курсы по дисциплине «Практический курс иностранного языка». Основными результатами проведенного исследования можно считать выделение новых форматов заданий на основе технологий искусственного интеллекта, а также выявление необходимости обновления нормативных образовательных документов с учетом дидактического потенциала технологий искусственного интеллекта в иноязычном высшем образовании. 

Литература

  1. Авраменко А.П., Ахмедова А.С., Буланова Е.Р. Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучения // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. № 2 (28). С. 386–394.

  2. Авраменко А.П., Рысева К.М. Индивидуальная образовательная траектория формирования иноязычной лексической компетенции посредством мобильного квеста // Сборник научных и учебно-методических трудов / Под общ. ред. проф. С.Г. Тер‐Минасовой и доц. М.Г. Бахтиозиной. 2020. № 17. С. 23–32.

  3. Авраменко А.П., Филиппова А.В. Развитие иноязычной социолингвистической компетенции у студентов языковых вузов посредством английских мемов // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: Cборник научных трудов. 2021. № 3. С. 253–259.

  4. Ильяхов М.О. Методические основы организации интерактивного обучения в сотрудничестве на базе технологии вики: Дисс. … канд. пед. наук. М., 2013.

  5. Карта компетенций педагога иностранных языков в условиях цифровизации образования: Монография / Под ред. С.В. Титовой и П.В. Сысоева. М., 2023.

  6. Колушкина А.И. Применение технологии цифровой рассказ для развития гендерно-нейтрального речевого поведения на английском языке у студентов бакалавриата направления Лингвистика // Актуальные вопросы цифровизации лингвистического образования в вузе. Вып. 1: Материалы I Международной научно-практической конференции: Сб. статей / Отв. ред. А.Л. Назаренко. М., 2022. С. 134–138.

  7. Матвеева О.Ю. Методика развития стратегий устной интеракции с использованием технологии дополненной реальности (французский язык; уровень профессионального образования): Дисс. … канд. пед. наук. М., 2022.

  8. Молчанова Г.Г. Цифровая трансформация образования и общества: возможности и сложности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 1. С. 9–16.

  9. Назаренко А.Л. Технология вики для создания виртуальной обучающей среды дистанционного культурологического курса “the World of Britain” // Язык и культура. 2017. № 40. С. 260–270.

  10. Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023 № 3. С. 6–16.

  11. Титова С.В., Авраменко А.П. Мобильное обучение иностранным языкам. М., 2014.

  12. Харламенко И.В. Модель обучения письменно-речевым умениям иностранного языка студентов неязыковых вузов на базе вики-технологии (английский язык): Дисс. … канд. пед. наук. М., 2020.

  13. Фадеева В.А. Voicethread as an online tool for developing listening and speaking skills outside the language classroom // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 2. С. 19–26.

  14. Фадеева В.А., Щедромирская А.И. Возможности технологий искусственного интеллекта в цифровизации образовательной среды // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 81–87.

  15. Фандей В.А. Теоретико-прагматические основы использования формы смешанного обучения иностранному (англий скому) языку в языковом вузе: Дисс. … канд. пед. наук. М., 2012.

  16. Romrell D., Kidder L. and Wood E. The SAMR model as a framework for evaluating mLearning // Online Learning Journal. 2014. № 18(2). URL: https://www.researchgate.net/publication/264549561_The_SAMR_Model_as_a_Framework_for_Evaluating_mLea... (дата обращения: 05.12.2023).

  17. Titova S., Talmo T., Avramenko A. Language Acquisition Through Mobile Technologies: A New Fad or an Unavoidable Necessity? // Proceedings of EDULEARN13 Conference. 1nd-3th July 2013. Barcelona, 2013. P. 1122–1136.