Поступила: 23.09.2023
Принята к публикации: 25.10.2023
Дата публикации в журнале: 31.03.2024
Ключевые слова: университетское образование; проблемно-ориентированная образовательная среда; ИЯ; информационно-поисковые задачи / задания; проблемно-ориентированные виды учебной деятельности; учебное творчество; коммуникативно-деятельностный проблемный подход; лингвокультурная педагогика
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-27-1-1
Доступно в on-line версии с: 01.04.2024
Сафонова В.В. Лингводидактические основы моделирования проблемно-ориентированной образовательной среды в университетском языковом образовании. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 1. c.9-25
Хотя к настоящему времени необходимость создания проблемно-ориентированной образовательной среды в высшей школе при освоении учебных дисциплин (в том числе и ИЯ) уже доказана как теоретически, так и экспериментально, тем не менее лингводидактический анализ как 100 рабочих программ по ИЯ как учебной дисциплине, так и 100 учебников и учебных пособий для ее освоения, которые были опубликованы в 2019–2023 гг., показывает отсутствие ориентировки у большинства их авторов на создание проблемно-ориентированной образовательной среды на занятиях отчасти ввиду их недостаточной осведомленности о лингводидактических основах ее моделирования в вузовском образовательном контексте, интегрируя коммуникативно-деятельностный, проблемный и социокультурный подходы в обучении студентов ИЯ как инструменту межкультурной коммуникации. В статье кратко обобщаются результаты научного осмысления проблемного подхода в образовании, общее и специфическое в лингводидактической интерпретации понятий ≪проблемное обучение≫, ≪проблемное преподавание≫, ≪проблемное освоение дисциплины≫ применительно к обучению ИЯ и социализации средствами ИЯ, описывается система взаимосвязанных культуроведческих и лингвокультуроведческих информационно-поисковых задач и заданий, проблемно-ориентированных учебных видов монолингвальной и билингвальной деятельности студентов, творческих видов вербальной деятельности вузовских обучающихся на со-изучаемых языках, включая рекомендации по методическому конструированию культуроведческих информационно-поисковых задач, с которых начинается формирование проблемно-ориентированной образовательной среды на занятиях по ИЯ.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий (Теория и практика обучения языкам). М., 2018.
Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935. С. 33–52. Стеногр. докл. на засед. каф. дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.
Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б., Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. Ч. 2. Барнаул, 2002.
Матюшкин A.M. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций: Учебное пособие / Под ред. канд. психол. наук А.А. Матюшкиной. М., 2009.
Матюшкина А.А. Феноменология решения творческой проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2013. № 3. С. 46–58.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975.
Махмутов М.И. Избранные труды: В 7 т. Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / Сост. Д.М. Шакирова. Казань, 2016.
Махмутов М.И., Матюшкин A.M. Проблемное обучение понятие и содержание: Психолого-педагогические основы и пути развития // Вестник высшей школы. 1977. № 2. С. 17–24.
Молчанова Г.Г. Когнитивная лингвоэкология и лингвотоксичность: как защитить язык от человека? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 2. С. 7–14.
Проблемное обучение: прошлое, настоящее, будущее: Коллективная монография: В 3 кн. / Под ред. Е.В. Ковалевской. Нижневартовск, 2019.
Сафонова В.В. Принципы коммуникативного образования в контексте диалога культур и цивилизаций // Диалог культур. Культура диалога: Человек и новые социогуманитарные ценности: коллективная монография / Отв. ред. Л.Г. Викулова. М., 2017. С. 99–126.
Сафонова В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе. 4-е изд., М., 2001.
Сафонова В.В. Ценностно-ориентированное языковое образование в современном мире: актуальные проблемы и спорные вопросы лингводидактики высшей школы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 4. С. 135–147.
Сафонова В.В. Технологии формирования проблемно-ориентированной среды в школьном иноязычном образовании в рамках социокультурного подхода // Педагогические технологии в школьном иноязычном образовании: коллективная монография. Обнинск, 2023. С. 295–327.
Хуторской А.В. Методология педагогики: человекосообразный подход: результаты исследования. М., 2014.
Barrows H., Tamblyn R. Problem-based Learning: An Approach to Medical Education. N.Y., 1980. P. 12–25.
Foshay R., Kirkley J. Principles for Teaching Problem Solving. Technical Paper 4. Washington, 1998.
Murray J., Summerlee A. The Impact of Problem-based Learning in an Interdisciplinary First-Year Program on Student Learning Behaviour // Canadian Journal of Higher Education. 2007. № 37. P. 87–107.
Tiwari A., Lai P., So M., and Yurn K. A Comparison of the Effects of Problem-based Learning and Lecturing on the Development of Students’ Critical Thinking // Medical Education. 2006. № 40. P. 547–554.