eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Опыт применения электронного образовательного ресурса в развитии иноязычных умений письменной речи

Опыт применения электронного образовательного ресурса в развитии иноязычных умений письменной речи

Поступила: 18.03.2023

Принята к публикации: 24.07.2023

Дата публикации в журнале: 31.12.2023

Ключевые слова: информационно-образовательная среда; самостоятельная деятельность учащихся; интерактивный онлайн-семинар; практико-ориентированное обучение; обучение в сотрудничестве

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-4-7

Для цитирования статьи

Колесникова Н.Л., Медведева Н.Е. Опыт применения электронного образовательного ресурса в развитии иноязычных умений письменной речи. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 4. c.103-117

Номер 4, 2023

Аннотация

Статья посвящена проблеме интеграции дистанционных технологий в процесс обучения иностранному языку в вузе и предлагает поэтапное описание педагогического подхода для развития академических письменных умений студентов-бакалавров факультета мировой политики МГУ имени М.В. Ломоносова на примере написания исследовательского отчета в курсе «Профессиональная коммуникация в политике» на актуальные для курса темы. Профильное обучение будущих специалистов-международников иностранному языку для специальных целей предполагает владение не только большим объемом лексического материала, но также и умение самостоятельно писать сложные профессиональные тексты. В статье рассматривается опыт использования электронной образовательной платформы MOODLE, позволяющей оптимизировать обучение иноязычным письменным умениям благодаря интерактивным инструментам взаимодействия студентов между собой, а также преподавателя и студента. Авторы последовательно и подробно описывают этапы работы над исследовательским отчетом с указанием набора заданий и упражнений для закрепления умений письменной речи как в аудиторном, так и в дистанционном форматах с применением электронного образовательного ресурса MOODLE. В статье делается вывод о том, что интеграция в учебный процесс электронного образовательного ресурса, обладающего широким спектром гибких подходов, увеличивает удельный вес самостоятельной работы обучающихся и расширяет возможности организации индивидуальной и групповой учебной деятельности, что в конечном итоге способствует более прочному формированию как академических письменных умений, так и коммуникативных навыков.

Литература

  1. Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции посредством электронно-почтовой группы. Монография. М., 2011.

  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2003.

  3. Заводчикова Н.И., Плясунова У.В., Суворова М.А. Использование системы дистанционного обучения MOODLE для организации самостоятельной работы студентов дневной формы обучения URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-moodle-dlya-organi... (дата обращения: 05.04.2020).

  4. Калитин С.В. К вопросу о невозможности соблюдения государственных требований к форматированию текстов в MS WORD // Проблемы высшего образования. 2011. № 1. С. 172–178.

  5. Капустин Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологий дистанционного образования: Автореф. дисс. … докт. пед. наук. М., 2007. URL: https://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-i-organizatsionnye-usloviya-effektivnogosochetaniy... (дата обращения: 08.04.2020).

  6. Карасик В.И., Бейлинсон Л.С. Речевой жанр и речевое действие // Учен. зап. Российского государственного социального университета. 2010. № 1. С. 123–126. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_13787510_46222970.pdf (дата обращения: 20.02.2021).

  7. Колесникова Н.Л., Медведева Н.Е. Совершенствование навыков иноязычной письменной речи в контексте смешанного обучения // Преподаватель XXI век. 2022. Т. 1. № 2. С. 133–144. URL: http://prepodavatel-xxi.ru/sites/default/files/133144_0.pdf) (дата обращения: 20.02.2023).

  8. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителя. М., 2002.

  9. Медведева Н.Е. Лингводидактические подходы к развитию академической грамотности в вузе // Вопросы филологии. 2019. № 3–4. С. 74–80.

  10. Павельева Т.Ю. Моделирование процесса развития умений письменной речи средствами учебного интернет-блога. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-razvitiya-umeniy-pismennoy-rechi-sredstvam... (дата обращения: 20.02.2021).

  11. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб.-метод. пособие. М., 2004.

  12. Сафонова В.В. Полезные уроки общеевропейской международной интеграции и профессионального межкультурного общения в условиях исследовательской кооперации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 4. С. 9–22.

  13. Соломатина А.Г., Белянский Р.Г. Методическая система и алгоритм обучения иностранному языку студентов аграрных вузов посредством учебных подкастов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1196–1200. URL: http://e-koncept.ru/2016/96156.htm. (дата обращения: 20.02.2021).

  14. Сотова И.А. Жанрово-ориентированный подход, жанровая грамотность и жанровая компетентность как категории лингводидактики // Вестн. Российск. ун-та дружбы народов Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2017. Т. 15. № 4. С. 427–446.

  15. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н., Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных интернет-технологий. М.; Ростов н/Д, 2010.

  16. Сысоев П.В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2–9.

  17. Сысоев П.В. Основные направления информатизации языкового образования // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. 2013. № 4. С. 83–95.

  18. Титова С.В. Контроль и оценивание в языковом классе с помощью мобильных приложений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 1. С. 24–35.

  19. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «Академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115–119. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17216897 (дата обращения: 05.03.2020).

  20. Delcambre I., Donahue C. Academic Writing Activity: Student Writing in Transition. University Writing: Selves and Texts in Academic Societies (Studies in Writing, Volume 24) / Eds M. Castello, C. Dona-hue. Emerald Group Publishing Limited, 2012/

  21. Medvedeva N.E. Methodological model for teaching written professional communication. Procedia — social and behavioral sciences, издательство Elsevier (United States). 2016. № 236. P. 283–288.

  22. North S. The Idea of a Writing Center. The St. Martin’s Sourcebook for Writing Tutors. Ed. Murphy, Christina & Sherwood, Steve. Boston, 2008. P. 44–58.

  23. Tynjala P. Writing, learning and the development of expertise in higher education. Studies in Writing. 2001. Vol. 7.