eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Иерархия современных теорий, методов и подходов к обучению иностранным языкам

Иерархия современных теорий, методов и подходов к обучению иностранным языкам

Поступила: 15.05.2023

Принята к публикации: 24.07.2023

Дата публикации в журнале: 31.12.2023

Ключевые слова: типология методов обучения иностранным языкам; компетентно-деятельностный подход; психолого-педагогические теории; проблемно-ориентированные задания

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-4-6

Для цитирования статьи

Титова С.В. Иерархия современных теорий, методов и подходов к обучению иностранным языкам. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 4. c.85-102

Номер 4, 2023

Аннотация

В сегодняшней компетентно-деятельностной парадигме языкового образования приоритетным направлением становится развитие и формирование у обучающихся не только иноязычных продуктивных речевых умений и языковых навыков, способствующих созданию письменных и устных текстов различных жанров, но и умений интеракции и медиации в глобальном цифровом пространстве. Сформировать вышеперечисленные умения возможно, используя эффективные подходы, методы, технологии обучения. В современной методической литературе представлено чрезвычайно широкое разнообразие методических моделей, педагогических теорий, конкретных технологий и подходов к обучению иностранным языкам. Данная статья посвящена разработке общей теоретической основы для иерархии существующих методов, подходов, приемов обучения ИЯ в рамках компетентно-деятельностной, коммуникативно направленной парадигмы современного образования. Предлагаемая иерархия включает четыре уровня, где теоретические основы обучения базируются на определенной психолого-педагогической теории; сущности учебной деятельности отвечает общетеоретический метод, принципам обучения — частные методы, процессу обучения — система заданий. При этом каждый уровень ответственен за определенный круг «дидактических полномочий»: сущность нижних уровней — способы реализации знаний, а верхнего — управление процессами передачи информации в деятельностной модели обучения. Данная система очень важна, поскольку иерархически организованная структура методов позволяет понять, как частные методы способствуют достижению целей обучения иностранным языкам. В статье проводится анализ валидных для современной системы обучения психолого-педагогических теорий — когнитивизма, конструктивизма и коннективизма. Приводятся типологические характеристики для классификации методов обучения, выделяются основные типы проблемно-ориентированных заданий для формирования иноязычной компетенции обучающихся.

Литература

  1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М., 2009.

  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

  3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2008.

  4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2006.

  5. Гез Н.И., Фролова Г.М. История зарубежной методики преподавания иностранных языков. М., 2008.

  6. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам. М., 2002.

  7. Николаева Е.А., Панченко Е.Ю. TBL — метод коммуникативных заданий в процессе изучения иностранных языков в неязыковом вузе // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. № 26. C. 126–131.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. М., 1999.

  9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.

  10. Программа Российской Федерации «Развитие образования на 2022–24 гг.». URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/02 (дата обращения: 10.03.2023).

  11. Сафонова В.В. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализированном мире // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 38–50.

  12. Ступина С.Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов, 2009.

  13. Титова С.В. Проектирование цифрового учебника как инновационного средства обучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. С. 41–60.

  14. Титова С.В. Цифровые технологии в языковом обучении: теория и практика. М., 2017.

  15. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подход к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85–91.

  16. Чикризова К.В., Семенова А.В. Сравнение моделей интеграции CLIL в академической среде в России и за рубежом: проблематика и перспективы исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2019. № 1. С. 142–147.

  17. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке: Учебное пособие для преподавателей и студентов языковых вузов. М., 2011.

  18. CEFR Companion Volume with New Descriptors. Communicative language. Strausbaugh: Language Policy Programme, Education Policy Division, Education Department, 2018. 19. URL: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-newdescriptors-2018/1680787989 (дата обращения 06.03.2023).

  19. Siemens G. Connectivism: A learning theory for the digital age // International Journal of instructional technology and distance learning. 2005. Vol 2. № 2. P. 3–10. URL: http://www.itdl.org/journal/jan_05/article01.htm (дата обращения: 10.03.2023).

  20. The Cambridge Framework for Life Competencies, 2019. URL: https://www.cambridge.org/elt/blog/wp-content/uploads/2018/04/Life-Competencies-Digitalfinal.pdf (дата обращения: 10.03.2023).