Поступила: 16.05.2023
Принята к публикации: 24.07.2023
Дата публикации в журнале: 31.12.2023
Ключевые слова: исторический дискурс; семиотическая система; вербальный модус; визуальный канал
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-4-3
Миньяр-Белоручева А.П. Особенности поликодового исторического дискурса. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 4. c.38-49
Данная статья посвящена рассмотрению специфики функционирования вербальных и визуальных семиотических систем в историческом дискурсе. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления соотношений вербальных и визуальных средств, используемых историками при передаче информации. Методологической основой данной статьи послужили научные произведения отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы следующие методы: метод дискурсивного анализа, метод лингвистического анализа, метод интерпретативного анализа. В результате проведенного анализа было установлено, что в историческом дискурсе обращение к разным семиотическим каналам облегчает и упорядочивает усвоение информации о событиях исторического прошлого человечества, сохраняя память о них в образах, предложенных историком. История per se, будучи неперцептивной в ее восприятии, реконструируется в историческом дискурсе, вербальный модус которого для оказания наиболее эффективного воздействия подкрепляется визуальным каналом, задавая определенное восприятие исторических событий. В историческом дискурсе использование разных семиотических систем при передаче наиболее знаковых исторических событий необходимо для привлечения к ним внимания реципиентов с целью изменения не только их восприятия, но и трансформации базовых доминант их ментального пространства, в котором реконструируются невоспроизводимые в опыте события исторического прошлого.
Алефиренко Н.Ф. Речевой жанр, дискурс и культура // Жанры речи. 2007. № 5. С. 44–55.
Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. Тамбов, 1995. № 1. С. 40.
Болдырев Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. Тамбов, 2004. № 1. С. 18.
Виноградов С.И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 139.
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 2007. C. 18.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 116.
Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. 1995. № 5. С. 50.
Загрязкина Т.Ю. Факторы «гибридность» и «граница» в контесте языкового образования и функционального полилингвизма // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 3. С. 63.
Караулов Ю.Н., Петров В.В. От грамматики текста к когнитивной теории дискурса // Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск, 2000. С. 8.
Кубрякова Е.С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004. С. 406.
Левицкий А.Э. Время и культура как факторы трансформации информации // Когнитивные исследования языка. 2023. № 2 (53). С. 445.
Магировская О.В. Репрезентация субъекта познания в языке: Автореф. дисс. … д-ра филол. наук. М., 2009.
Молчанова Г.Г. Генерационная поликодовость коммуникативных модусов. Какой он, человек нового поколения? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2021. № 2. С. 9–16.
Миньяр-Белоручева А.П. Роль национальной культурной картины мира в изучении иностранных языков // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. № 2. С. 182–191.
Миньяр-Белоручева А.П., Сергиенко П.И. Мультимодальный подход к рассмотрению лингвистических средств выражения PR-кампаний, направленных на борьбу с пандемией // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. Т. 57. № 2. C. 107–114. DOI: 10.12737/2587-9103-2022-11-2-107-114.
Некрасова Е.Д. К вопросу о восприятии полимодальных текстов // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2014. № 378. С. 45.
Омельяненко В.А., Ремчукова Е.Н. Поликодовые тексты в аспекте теории мультимодальности // Коммуникативные исследования. 2018. № 3 (17). С. 67. DOI: 10.25513/2413-6182.2018.3.66-78.
Фуко М. Археология знания. Киев: Ника-Центр, 1996.
Cline E. 1177 BC: The Year Civilazation Collapsed. Prinston: Prinston University Press. 2015. P. 48.
Dijk T.A. van. Ideology: A Multidisciplinary Approach. L., 1998. P. 12.
Green J.R. A Short History of the English People. London: MacMillan and Co., 1911. P. xxxiv–xlvii.
Lemke J.L. Multimedia Genres for Science Education and Scientific Literacy // Developing Advanced Literacy in First and Second Languages / Ed. by M.J. Schleppegrell, M.C. Colombi. 2002. URL: http://www.jaylemke.com/storage/MultimediaGenres-Science-2002.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
McKay J.P., Hill B.D., Buckler J. A History of Western Society. Fourth edition. Vol B: From the Renaissance to 1815. Boston, 1991. P. 516–517.
Morton A. A Peoples History of England. L., 1984. P. 65.
Sauerbier S.D. Worter bildlich / Bilder wortlich. Schrift und Bild als Text: Probleme der Wort/Bild Korrelation // Die Einheit der semiotischen Dimensionen. Tubingen, 1978.