eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

eLIBRARY ID: 8377
ISSN: 2074-1588

En Ru
Процессы ареального варьирования романских языков и культур (на примере франкоязычного пространства)

Процессы ареального варьирования романских языков и культур (на примере франкоязычного пространства)

Поступила: 17.01.2023

Принята к публикации: 20.02.2023

Дата публикации в журнале: 30.06.2023

Ключевые слова: ареальные исследования; романские языки; франкофонный ареал; варьирование языка и культуры; лингвистическая география; языковой континуум; лингвистические атласы и карты; феномен границы; центр; периферия

DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-2023-2-01-04

Доступно в on-line версии с: 07.07.2023

Для цитирования статьи

Загрязкина Т.Ю. Процессы ареального варьирования романских языков и культур (на примере франкоязычного пространства). // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 2. c.56–67

Номер 2, 2023

Аннотация

Статья имеет целью изучить современные аспекты варьирования языкового и культурного пространства и уточнить подходы к его рассмотрению на примере франкоязычного пространства. Показана роль романских исследований в выработке принципов изучения пространства, установления пространственных закономерностей, картографирования и создания атласов. Доказано, что особенностью романской школы ареальных исследований является возрастающее стремление отразить связь языка и культуры. С учетом этих особенностей устанавливается, что франкоязычное пространство представляет собой обширный разорванный ареал, имеющий ядро и региональные центры, демонстрирующий тенденцию к расширению, обладающий относительной целостностью, которая поддерживается взаимосвязями и тенденциями развития составляющих его зон. Вопрос о том, сохраняется или ослабляется единство франкофонного ареала по мере его расширения, требует дальнейшего изучения. Результаты проведенного исследования подтверждают имманентный характер вариативности как свойства языка, сложность взаимоотношения «центр» — «периферия», роль границ в языке и культуре, значение самооценки говорящих в поддержании целостности ареала. Эти вопросы важны для изучения не только франкофонного ареала, но и ареалов других наднациональных сообществ, сформированных на базе иных языков — романских и не романских.

Литература

1. Алиней М. Лингвистический атлас Европы: первые 22 года // Вопросы языкознания. 1993. № 3. С. 120–135.

2. Башляр Г. Новый рационализм. М., 2000.

3. Бородина М.А. Проблемы лингвистической географии: на материале диалектов французского языка. М.; Л., 1966.

4. Взаимодействие лингвистических ареалов / Под ред. М.А. Бородиной. Л., 1980.

5. Десницкая А.В. К вопросу о предмете и методах ареальной лингвистики // Ареальные исследования в языкознании и этнографии / Под ред. М.А. Бородиной. Л., 1977.

6. Загрязкина Т.Ю. Франция и франкофония: язык, общество, культура. 2-е изд. М., 2018.

7. Невежина Е.А. Франко-германское пограничье в Швейцарии: аксиологический аспект // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2022. № 2. С. 108–119.

8. Невежина Е.А. Франкоязычный ареал Бельгии: динамика языковых процессов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 1. С. 74–80.

9. Bartoli M., Vidossi G. Lineamenti di linguistica spaziale. Milano, 1943.

10. Cajolet-Laganière H., Martel P. Un dictionnaire qui reflète notre identité culturelle / Le français au Québec: 400 ans d’histoire et de vie // Dir. De M. Plourde et de P. Georgeault. Québec, 2008.

11. Dorion H. Eloge de la frontière. Montréal, 2006.

12. Goebl H. Du chemin parcouru en géolinguistique romane depuis Jules Gilliéron: une reconsidération critique à la lumière de la plus récente dialectométrie // Le XVII-e Congrès international de Linguistiquze et de Philologie romanes. Nancy, 2013. Programme. URL: https://accademiadellacrusca.it/sites/www.accademiadellacrusca.it/files/page/2013/07/10/cilpr2013_pr... (дата обращения: 01.02.2023).

13. Jaberg K. Aspects géographiques du langage. Paris, 1936.

14. Klinkenberg J.-M. La langue dans la cité: Vivre et penser l’équité culturelle. Bruxelles, 2015.

15. Lallement F. Enseigner la Francophonie? Enseigner les francophonies.un essai d’analyse d’une injonction “complexe” // Recherches et applications — Le français dans le monde. Enseigner la Francophonie, enseigner les francophonies / Coord. Par F. Chnane-Davin, F. Lallement, V. Spaëth. 2018. Vol. 64 (Juillet). P. 42–54.

16. Tuaillon G. La dialectologie // Les sciences du langage en France au XX-e siècle. 1991. Vol. 10. P. 395–448.

17. Tuaillon G. Les régionalismes du français parlé à Vourey, village dauphinois. Klincksieck, 1983.