Поступила: 05.09.2022
Принята к публикации: 12.10.2022
Дата публикации в журнале: 30.03.2023
Ключевые слова: Град Китеж; архетип; наивное искусство.
DOI Number: 10.55959/MSU-2074-1588-19-26-1-12
Доступно в on-line версии с: 30.03.2023
Моклецова И.В., Кашкова А. И. Пространственные архетипы в художественном мире В.Е. Сакияна и Ю.Д. Деева. // Вестник Московского Университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2023. № 1. c.138–148
Язык наивной живописи, подобно словесному, представляет собой универсальную коммуникативную систему, что дает основание использовать диахронический подход для исследования его содержания, возникающего из глубин человеческой природы. Являясь совокупностью исторического опыта и психологической энергии, архетипический образ выступает в качестве знаково-символической единицы анализа произведений наивного искусства. Универсальность архетипа проявляется в способности к реализации в разных временных контекстах, что делает его весьма привлекательным предметом исследования в творчестве художников-наивистов второй половины XX в. Неоднократное обращение к архетипу «идеального города» ускоряет его адаптацию в новых культурных реалиях, становясь методом взаимодействия художника-самоучки с миром. Актуальность исследования связана с интересом к проблеме реализации утопического проекта города в рамках современного художественного пространства. Научная новизна заключается в том, что впервые архетип идеального города будет рассмотрен в произведениях наивной живописи художников В.Е. Сакияна и Ю.Д. Деева. Исследование направлено на изучение в диахроническом аспекте творческой интерпретации архетипа «идеального города» в образах русской художественной культуры.
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
2. Богемская К.Г. Наивные художники России. СПб., 2009.
3. Гиренок Ф.И. Археография наивности // Философия наивности. 2001. С. 23–29.
4. Дюркгейм Э.О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
5. Жигунова Г.В. Общественный идеал в России в духовном наследии славянофилов. М., 2014.
6. Калуцков В.Н. Вопросы репрезентации культурного ландшафта // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2009. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-reprezentatsii-kulturnogo-landshafta/viewer (дата обращения: 27.10.2022).
7. Кириченко Е.И. Социокультурные основания и региональное своеобразие народной картины и наивной живописи в современном культурном пространстве // Амплитуда колебаний. Наив и ар брют: от классики к современности. 2016. С. 144–155.
8. Кошман Л.В. Культурное наследие как фактор исторической памяти // Вестник Московского университета. Сер. 8 История. 2011. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-nasledie-kak-faktor-istoricheskoy-pamyati/viewer (дата обращения: 27.10.2022).
9. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям. М., 1954.
10. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1957.
11. Лотман М.Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994.
12. Мирча Э. Аспекты мифа. М., 2020.
13. Романов К.С. Сюжет «О граде Китеже» в фольклоре народов мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/syuzhet-o-grade-kitezhe-v-folklore-narodov-mira-na-primere-russkoy-amerikanskoy-aborigennoy-i-frantsuzskoy-traditsii (дата обращения: 01.06.2022).
14. Скороходова С.И. «Очарование Китежем» или о некоторых философско-исторических идеях И.В. Киреевского и Е.Н. Трубецкого // Философия и культура. 2018. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ocharovanie-kitezhem-ili-o-nekotoryh-filosofsko-istoricheskih-ideyah-i-v-kireevskogo-i-e-n-trubetskogo (дата обращения: 04.07.2022).